Использование элементов техники оригами
Использование элементов техники оригами. Методические приёмы обучения дошкольников технике оригами.
Оригами – традиционная техника складывания бумажных фигурок. Интерес к этой технике связан с уникальными возможностями влияния оригами на развитие детей. Складывание фигурок благотворно действует на развитие движений пальцев и кистей рук, внимания, памяти, логического мышления, творческих способностей. Занятия оригами способствуют воспитанию усидчивости, аккуратности, самостоятельности, целеустремленности.
Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.
Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
Оригами совершенствует трудовые умения ребенка. Формирует культуру труда.
Оригами развивает познавательные способности детей, умения и навыки ручного труда, культуру труда. Оригами также воспитывает и корректирует характер, укрепляет волевые качества. Занятия оригами помогают настроиться на положительное, жизнеутверждающее мировоззрение.
Главной целью работы с бумагой является развитие конструкторских и художественных способностей детей путем овладения техникой оригами и изготовления поделок из бумаги.
Задачи работы с бумагой:
-Сформировать умение у детей владеть различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
-Познакомить дошкольников с общими правилами и терминами, условными знаками и базовыми формами, принятыми в оригами.
-Развивать у ребенка умение действовать в соответствии со словесными инструкциями педагога, поэтапно копировать движения взрослого, слушая его объяснения.
-Развивать умение анализировать и создавать поделку по образцу, которая разбирается ребенком; по схемам, чертежам.
-Научить детей преобразовывать геометрические фигуры разными способами, развивать пространственную ориентировку, логическое мышление, глазомер, точность, память и воображение.
-Совершенствовать речевые навыки, творческое мышление с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.
-Развивать такие качества, как терпение, аккуратность, усидчивость, внимательность.
-Формировать чувство прекрасного, художественный вкус.
Методические приёмы обучения дошкольников технике оригами.
Объяснение, сопровождаемое показом с опорой на символы-ориентиры - один из приёмы обучения дошкольников технике оригами.
В оригами этот приём используется для устранения затруднений детей при точном совмещении противоположных углов или сторон фигур. Воспроизведение действий, показанных взрослым, не является для дошкольника простой механической операцией. При слабой еще координации мелкой мускулатуры, при неразвитом глазомере эти действия требуют от ребенка известного волевого и мыслительного напряжения. На углах (сторонах) квадрата-заготовки, которые будут совмещены, педагогом заранее наносятся символы-ориентиры (божья коровка и цветок, бабочка и листок и др). Детям предлагается «помочь бабочке сесть на цветок» и т.п.
Используя данный методический приём, мы не только помогаем ребёнку научиться выполнять складывание заготовки аккуратно, точно совмещая противоположные углы и стороны, но и развиваем способность, переносить данное действие для решения образовательных задач в ходе самостоятельной деятельности детей:
-в труде (сервировка стола при дежурствах по столовой в группе, помощь родителям дома; развитие навыков самообслуживания: аккуратно складывать одежду при раздевании);
-в сюжетно-ролевых или дидактических игр (изготовление конвертов);
-писем для игр «Семья», «Почта» и т. д..
Выполнение действий с детьми с проговариванием является ещё одним примером эффективного методического приёма, используемого в обучении технике оригами. Используется с целью развития умения детей комментировать выполняемые, предполагаемые действия или их результаты. Педагог, обращаясь к детям, называет последовательно все действия для выполнения фигуры и задаёт по ходу работы вопросы. Взрослый должен способствовать тому, чтобы дети отвечали полными предложениями.
Систематическое использование этого приёма способствует развитию у воспитанников как диалогической речи в контексте выполнения определённой деятельности, так и грамматической стороны речи (пользование простыми и сложными синтаксическим конструкциями, умение слышать собеседника, не перебивать говорящего).
Данные методические приёмы помогают осуществлять на практике дифференцированный подход: учесть уровень речевого развития дошкольников; те моменты, которые надо корректировать или отрабатывать у того или иного ребёнка и с этой целью по-разному формулировать вопросы, обращаясь к своим воспитанникам.