Патриотическое воспитание в учреждении дошкольного образования обеспечивает планомерную и последовательную передачу исторического и социального опыта белорусского народа, воспитание уважения и гордости к государственным символам Республики Беларусь. Интерес ребёнка к изучению такого объёмного материала в значительной мере зависит от содержания образования. Поэтому патриотическое воспитание не просто реализуется  традиционными методами образования, а черпает источники из педагогических идей белорусского народа, в основе которых культ человека, культ высокой морали и красоты, культ доброты. Тогда эмоционально-познавательные впечатления ребёнка мотивируют к овладению родным языком, соблюдению народных и государственных традиций, стремление приобщаться к белорусской культуре. Таким образом, патриотическое воспитание реализует потребность в качествах, генетически присущих ребёнку. Патриотические качества характерны только человеку, и чем выше уровень овладения ими, тем выше уровень познавательной организации, тем выше эта генетически предопределенная тяга к познанию социума, потребность его обогащать результатами своих знаний и своего труда.
Цель патриотического воспитания детей направлена на формирование первоначальных представлений о родном крае, уважительного отношения к ним, воспитание нравственности, патриотических чувств, гражданственности, трудолюбия,  приобщение к национальным ценностям, национальным культурным традициям,  сопричастности к современным событиям.
Реализация содержания патриотического воспитания дошкольников обеспечивает формирование у них нравственных норм и приобретение социального опыта, готовности к успешному переходу на следующий уровень образования.
Задачи патриотического воспитания дошкольников определены в учебной программе дошкольного образования:
развивать:
- осознание своей принадлежности к семье, детской группе, обществу в целом;
- интерес к родственным отношениям, к истории своей семьи;
- чувство симпатии, эмоциональной привязанности, доверия в общении со сверстниками;
- умение осознавать себя во времени (в настоящем, прошлом и будущем);
- интерес к социальной действительности: к труду взрослых, труду своих родителей; к взаимоотношениям людей разных профессий;
- гуманное отношение ко всему живому, развитие потребности в познании природы и бережного отношения к ней;
- любознательность к понятию "Родина" (местом, где родился человек, где живут его родные), достопримечательностям своего города, посёлка, государства;
- активное  участие во всех видах детской деятельности;
формировать:
- адекватные представления о себе, о других;
-осознание себя как члена детского общества;
- интерес к своему внешнему облику и внутреннему миру;
- сопричастность к современным событиям, первоначальные представления о национальных культурных традициях;
- национальное самосознание;
- знания о  государственной символике (флаг, гимн, герб), животных, птицах, деревьях, цветах, которые могут являться символами белорусского государства (сосна, зубр, аист, цветок льна, клевера, василёк);
- чувства нравственной, эстетической и экологической культуры;
- самостоятельность в разнообразных жизненных ситуациях;
воспитывать:
- интерес, внимание и доброжелательное отношение к окружающим;
- гуманные отношения, эмоциональную привязанность и доверие к близким взрослым и сверстникам;
- интерес к национальным и общечеловеческим ценностям, культурным традициям народа;
- патриотические чувства, гражданственность;
- чувства любви к родному краю и гордость за него;
- лучшие нравственные качества белорусов: доброту, отзывчивость, трудолюбие, гостеприимство, честность и др.;
- уважение к этническим признакам жителей Республики Беларусь, языку белорусов.
Процесс патриотического воспитания в учреждениях дошкольного образования организуется с учётом принципов:
- гуманизации образовательного процесса в учреждении дошкольного образования, предусматривающий равноправие и взаимоуважение участников образовательного процесса;
- культурной традиционности, предполагающий патриотическое воспитание в духе исторических, культурных традиций народа, его языка и обычаев;
- постепенности и непрерывности, который предполагает, что патриотическое воспитание проходит ряд этапов, постепенно усложняется его содержание, корректируются направления развития нравственных качеств личности и обеспечивается их преемственность;
- комплексности и интеграции, согласно которому образовательный процесс рассматривается как единая целостная система, обеспечивающая целенаправленное взаимодействие педагогов учреждения дошкольного образования, семьи, работников музеев, библиотек и др. Интеграция осуществляется на основе комплексного подхода к планированию.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСИ 29.12.21 №773 "О Программе патриотического воспитания населения Республики Беларусь на 2022-2025 годы" (открыть)

Государственный флаг

Государственный флаг Республики Беларусь представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух горизонтальных цветных полос: верхней красного цвета и нижней зеленого цвета. Отношение ширины полос красного и зеленого цвета – 2:1. Слева вертикально расположен белорусский орнамент красного цвета на белом фоне.

Цвета нашего флага имеют следующие значения:

Красный – сила, мужество, благородство, энергия;
Зелёный – надежда, здоровье, молодость, возрождение, трудолюбие, созидание, природная гармония;
Белый – чистота, непорочность, примирение, мудрость, знания.

Орнамент – символ древней культуры народа, его духовного богатства. Содержание орнамента на Государственном флаге повествует о хлебе, урожае и продолжении рода; прославляет трудолюбие и мастерство – первооснову счастливой доли человека.
Беларусь – первая в мире страна, которая использовала национальный орнамент в качестве элемента государственного флага. https://president.gov.by/ru/president/detjam/flag

Государственный флаг Республики Беларусь представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух горизонтальных цветных полос: верхней красного цвета и нижней зеленого цвета. Отношение ширины полос красного и зеленого цвета – 2:1. Слева вертикально расположен белорусский орнамент красного цвета на белом фоне.

Цвета нашего флага имеют следующие значения:


Красный – сила, мужество, благородство, энергия;
Зелёный – надежда, здоровье, молодость, возрождение, трудолюбие, созидание, природная гармония;
Белый – чистота, непорочность, примирение, мудрость, знания.

Орнамент – символ древней культуры народа, его духовного богатства. Содержание орнамента на Государственном флаге повествует о хлебе, урожае и продолжении рода; прославляет трудолюбие и мастерство – первооснову счастливой доли человека.
Беларусь – первая в мире страна, которая использовала национальный орнамент в качестве элемента государственного флага.

Факты о нашем флаге


Орнамент, размещенный на флаге, был вышит в 1917 г. крестьянкой из деревни Костелище Сенненского района Витебской области Матреной Маркевич. В Сенно ей установлен памятник.
Второе воскресенье мая – День Государственного флага, Государственного герба и Государственного гимна Республики Беларусь.
В 2013 г. в Минске появилась площадь Государственного флага. В центре её находится 70­метровая стела, на которой установлен самый большой в стране государственный флаг. Его площадь составляет 98 м2, а масса 25 кг.

Источник: https://president.gov.by/ru/president/detjam/flag

Государственный герб

В изображении белорусского герба отражаются основные национальные и духовные ценности белорусов: гражданское единство, трудолюбие, миролюбивость.
В центре контур Беларуси – суверенитет, территориальное единство страны.
Венок из золотых колосьев, цветов льна и клевера – благополучие и достаток. С каждой стороны венок трижды перевит красно-зеленой лентой, в средней части которой в основании герба в две строки начертаны золотом слова "РЭСПУБЛІКА БЕЛАРУСЬ".
Земной шар – желание жить в мире и согласии, сотрудничать со всеми странами.
Восходящее солнце – символ жизни и наилучшей доли.
Звезда – символ человека и человечества, знак мужества и высоких помыслов, высоких устремлений народа.

Источник: https://president.gov.by/ru/president/detjam/gerb

Государственный гимн

Это торжественное музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных законом: во время официальных государственных церемоний, ритуалов, празднеств, спортивных соревнований.

Текст Государственного гимна прославляет желание белорусского народа жить в мире, его трудолюбие, готовность защищать родную землю.

 

Мы, беларусы – мірныя людзі,
Сэрцам адданыя роднай зямлі,
Шчыра сябруем, сілы гартуем
Мы ў працавітай, вольнай сям’і. 
Разам з братамі мужна вякамі
Мы баранілі родны парог,
У бітвах за волю, бітвах за долю
Свой здабывалі сцяг перамог! 
Дружба народаў – сіла народаў –
Наш запаветны, сонечны шлях.
Горда ж узвіся ў ясныя высі,
Сцяг пераможны – радасці сцяг! 
Слаўся, зямлі нашай светлае імя,
Слаўся, народаў братэрскі саюз!
Наша любімая маці-Радзіма,
Вечна жыві і квітней, Беларусь! 
Слаўся, зямлі нашай светлае імя,
Слаўся, народаў братэрскі саюз!
Наша любімая маці-Радзіма,
Вечна жыві і квітней, Беларусь! 
Слаўся, зямлі нашай светлае імя,
Слаўся, народаў братэрскі саюз!
Наша любімая маці-Радзіма,
Вечна жыві і квітней, Беларусь! 

Слова М. Климковича, В. Каризны
Музыка Н. Соколовского

Источник: https://president.gov.by/ru/president/detjam/gimn

В изображении белорусского герба отражаются основные национальные и духовные ценности белорусов: гражданское единство, трудолюбие, миролюбивость.

В центре контур Беларуси – суверенитет, территориальное единство страны.

Венок из золотых колосьев, цветов льна и клевера – благополучие и достаток. С каждой стороны венок трижды перевит красно-зеленой лентой, в средней части которой в основании герба в две строки начертаны золотом слова "РЭСПУБЛІКА БЕЛАРУСЬ".

Земной шар – желание жить в мире и согласии, сотрудничать со всеми странами.

Восходящее солнце – символ жизни и наилучшей доли.

Звезда – символ человека и человечества, знак мужества и высоких помыслов, высоких устремлений народа. https://president.gov.by/ru/president/detjam/gerb
Государственный флаг Республики Беларусь представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух горизонтальных цветных полос: верхней красного цвета и нижней зеленого цвета. Отношение ширины полос красного и зеленого цвета – 2:1. Слева вертикально расположен белорусский орнамент красного цвета на белом фоне.

Цвета нашего флага имеют следующие значения:

Красный – сила, мужество, благородство, энергия;
Зелёный – надежда, здоровье, молодость, возрождение, трудолюбие, созидание, природная гармония;
Белый – чистота, непорочность, примирение, мудрость, знания.

Орнамент – символ древней культуры народа, его духовного богатства. Содержание орнамента на Государственном флаге повествует о хлебе, урожае и продолжении рода; прославляет трудолюбие и мастерство – первооснову счастливой доли человека. https://president.gov.by/ru/president/detjam/flag
Государственный флаг Республики Беларусь представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух горизонтальных цветных полос: верхней красного цвета и нижней зеленого цвета. Отношение ширины полос красного и зеленого цвета – 2:1. Слева вертикально расположен белорусский орнамент красного цвета на белом фоне.

Цвета нашего флага имеют следующие значения:

Красный – сила, мужество, благородство, энергия;
Зелёный – надежда, здоровье, молодость, возрождение, трудолюбие, созидание, природная гармония;
Белый – чистота, непорочность, примирение, мудрость, знания.

Орнамент – символ древней культуры народа, его духовного богатства. Содержание орнамента на Государственном флаге повествует о хлебе, урожае и продолжении рода; прославляет трудолюбие и мастерство – первооснову счастливой доли человека. https://president.gov.by/ru/president/detjam/flag
Государственный флаг Республики Беларусь представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух горизонтальных цветных полос: верхней красного цвета и нижней зеленого цвета. Отношение ширины полос красного и зеленого цвета – 2:1. Слева вертикально расположен белорусский орнамент красного цвета на белом фоне.

Цвета нашего флага имеют следующие значения:

Красный – сила, мужество, благородство, энергия;
Зелёный – надежда, здоровье, молодость, возрождение, трудолюбие, созидание, природная гармония;
Белый – чистота, непорочность, примирение, мудрость, знания.

Орнамент – символ древней культуры народа, его духовного богатства. Содержание орнамента на Государственном флаге повествует о хлебе, урожае и продолжении рода; прославляет трудолюбие и мастерство – первооснову счастливой доли человека.
Беларусь – первая в мире страна, которая использовала национальный орнамент в качестве элемента государственного флага.
Факты о нашем флаге

Орнамент, размещенный на флаге, был вышит в 1917 г. крестьянкой из деревни Костелище Сенненского района Витебской области Матреной Маркевич. В Сенно ей установлен памятник.
Второе воскресенье мая – День Государственного флага, Государственного герба и Государственного гимна Республики Беларусь.
В 2013 г. в Минске появилась площадь Государственного флага. В центре её находится 70­метровая стела, на которой установлен самый большой в стране государственный флаг. Его площадь составляет 98 м2, а масса 25 кг. https://president.gov.by/ru/president/detjam/flag
Государственный флаг Республики Беларусь представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух горизонтальных цветных полос: верхней красного цвета и нижней зеленого цвета. Отношение ширины полос красного и зеленого цвета – 2:1. Слева вертикально расположен белорусский орнамент красного цвета на белом фоне.

Цвета нашего флага имеют следующие значения:

Красный – сила, мужество, благородство, энергия;
Зелёный – надежда, здоровье, молодость, возрождение, трудолюбие, созидание, природная гармония;
Белый – чистота, непорочность, примирение, мудрость, знания.

Орнамент – символ древней культуры народа, его духовного богатства. Содержание орнамента на Государственном флаге повествует о хлебе, урожае и продолжении рода; прославляет трудолюбие и мастерство – первооснову счастливой доли человека.
Беларусь – первая в мире страна, которая использовала национальный орнамент в качестве элемента государственного флага.
Факты о нашем флаге

Орнамент, размещенный на флаге, был вышит в 1917 г. крестьянкой из деревни Костелище Сенненского района Витебской области Матреной Маркевич. В Сенно ей установлен памятник.
Второе воскресенье мая – День Государственного флага, Государственного герба и Государственного гимна Республики Беларусь.
В 2013 г. в Минске появилась площадь Государственного флага. В центре её находится 70­метровая стела, на которой установлен самый большой в стране государственный флаг. Его площадь составляет 98 м2, а масса 25 кг. https://president.gov.by/ru/president/detjam/flag
Государственный флаг Республики Беларусь представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух горизонтальных цветных полос: верхней красного цвета и нижней зеленого цвета. Отношение ширины полос красного и зеленого цвета – 2:1. Слева вертикально расположен белорусский орнамент красного цвета на белом фоне.

Цвета нашего флага имеют следующие значения:

Красный – сила, мужество, благородство, энергия;
Зелёный – надежда, здоровье, молодость, возрождение, трудолюбие, созидание, природная гармония;
Белый – чистота, непорочность, примирение, мудрость, знания.

Орнамент – символ древней культуры народа, его духовного богатства. Содержание орнамента на Государственном флаге повествует о хлебе, урожае и продолжении рода; прославляет трудолюбие и мастерство – первооснову счастливой доли человека.
Беларусь – первая в мире страна, которая использовала национальный орнамент в качестве элемента государственного флага.
Факты о нашем флаге

Орнамент, размещенный на флаге, был вышит в 1917 г. крестьянкой из деревни Костелище Сенненского района Витебской области Матреной Маркевич. В Сенно ей установлен памятник.
Второе воскресенье мая – День Государственного флага, Государственного герба и Государственного гимна Республики Беларусь.
В 2013 г. в Минске появилась площадь Государственного флага. В центре её находится 70­метровая стела, на которой установлен самый большой в стране государственный флаг. Его площадь составляет 98 м2, а масса 25 кг. https://president.gov.by/ru/president/detjam/flag

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас  возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего города, к его вековым корням, к таким понятиям, как род, родство, Родина.
Тема патриотического воспитания очень актуальна, поэтому имеет место во многих документах по дошкольному образованию.
Патриотическое воспитание – целенаправленный процесс воздействия на личность с целью формирования патриотизма, как качества, проявляющегося в любви к своему Отечеству, служению ему.
В детские годы формируются основные качества человека, поэтому важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории Беларуси. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – кропотливая работа, которая должна вестись систематически, планомерно, во всех возрастных группах, разных видах деятельности и по разным направлениям.
Большое значение в патриотическом воспитании имеет разнообразная деятельность дошкольников. Быть патриотом – не только знать и любить свою Родину, но и активно работать на ее благо. Для этого используем разные формы: целевые прогулки, экскурсии, беседы, чтение художественной литературы, праздники, развлечения и др.
Образовательную деятельность с воспитанниками проводим с использованием наглядного материала. Использование игровых приемов повышает познавательную активность детей, создает эмоциональную атмосферу. Тематическое планирование является необходимым условием для целенаправленной работы, позволяет устанавливать логические связи между различного рода сведениями: «Мой город», «Твои защитники», «Моя семья» и др. Важно, чтобы  дети воспринимали материал, активно думали. Этому способствуют такие методические приемы, как сравнение, вопросы, индивидуальные задания, обращения к опыту детей, дидактические игры.
Эффективным средством  является использование художественных материалов.
Народные игры играют важную роль в патриотическом воспитании. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои. Народные игры, имея нравственную основу, учат дошкольников обретать гармонию с окружающим миром.
1. В младшем и среднем дошкольном возрасте особое внимание уделяем развитию представлений о близком социальном окружении.
Основными методами патриотического воспитания в младшей группе выступают:
-
организация жизненных и игровых ситуаций, дающих возможность осваивать опыт доброжелательного отношения к близким, взрослым;
- инсценировок с игрушками, демонстрирующими образцы взаимоотношений в детском саду и в семье;
- наблюдение за отношением взрослых в детском саду;
- хороводные игры, игры-имитации;
- чтение стихов, потешек, сказок на тему доброты, любви к родителям;
- рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок с изображением семьи, предлагает назвать членов семьи, их действия, выделить общее радостное настроение;
рассматривание семейных фотографий и др.
2. В средней группе  вовлекаем детей в разговор о семье, семейных событиях.
Семейные фотографии, обращаем внимание на черты их сходства с родителями, в семье все заботятся друг о друге. Увлекают детей игры на семейные темы, где разыгрываются различные сюжеты из жизни. Знакомим воспитанников со стихами, песенками, в которых отражаются события из жизни семьи, труд родителей. Организуем ситуации «добрых дел»: в подарок родителям сделать коллективную аппликацию, подарить рисунки.
3. В старшем дошкольном возрасте у детей закладываются основы гражданственности, развивается интерес к Родине на эмоционально-чувственном уровне.
В старшей группе используем такие методические приёмы патриотического воспитания:
-
этические беседы о городе, родной стране, мире;
- экскурсии, наблюдения за деятельностью людей и общественными событиями;
- рассматривание иллюстраций об особенностях природы Беларуси, разных стран;
- знакомство с элементами национальной культуры;
- обсуждение и составление рассказов о профессиях родителей и горожан.
При знакомстве дошкольников с историей родного города,  приходится много рассказывать, поэтому при составлении рассказа обращаем внимание на такие моменты:
-
по ходу рассказа необходимо использовать наглядный материал (фотографии, репродукции картин, схемы), рисунки мелом на доске;
- составляя рассказ, нужно включить вопросы к детям, необходимые для активной познавательной деятельности, учить рассуждать. В этом случае рассказ воспитателя превращается из монолога в своеобразную беседу с детьми;
- рассказывая о каких-то исторических событиях, не следует часто употреблять даты, т.к. в дошкольном возрасте детям недоступна хронология. Но, чтобы дети поняли, что события происходили давно, следует употреблять такие выражения «это было очень-очень давно», «это было тогда, когда ваши папы и мамы были маленькими» и т.д.;
- язык рассказа должен быть простым. Если в рассказе встречаются незнакомые слова, например: «князь», «полководец» следует объяснить их значение.
В процессе знакомства детей с достопримечательностями родного города, рассказываем о различных архитектурных сооружениях, храмах. В этом случае, достаточно выделить что-то главное, что отличает то или иное здание от других. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству.
Широко используем все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т.д.). В  устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии.
Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции, в которых отражаются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений, связанных с трудом и различными сторонами общественной жизни человека.
Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью способной увлечь ребят национальным изобразительным искусством.
Метод проектов один из перспективных методов, способствующих решению проблемы патриотического воспитания, развивающий познавательный интерес, формирующий навыки сотрудничества. Основная его цель – развитие свободной творческой личности ребенка, возможность почувствовать себя исследователем, объединить детей, родителей. В  группах целесообразно разработать  такие педагогические проекты как: «Мой город», «День матери» и «День победы». Метод проектов эффективен во всех возрастных группах.
Использование информационно-коммуникационных технологий – актуальное и эффективное средство для патриотического воспитания дошкольников. Информационно-коммуникационные технологии используем при рассматривании наглядного материала, просмотре мультимедийных презентаций, мультфильмов, прослушивании песен и стихов и др.
Используя предлагаемые формы и методы патриотического воспитания, необходимо показать детям красоту своего родного города, познакомим с талантом русского народа, научим детей любить свой город и свою страну, и гордиться тем, что они живут в такой прекрасной стране, как Беларусь.
Патриотизм – это чувство любви к Родине. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

 

 

 

Мемориалы Республики Беларусь

Сегодня в стране около 9 тысяч памятников и захоронений Великой Отечественной войны. Они входят в военно-исторические маршруты и экскурсии, но главное – являются святым местом почитания погибших, вечным напоминанием о том, как бесценен мир

Монумент Победы в Минске

Монумент Победы в Минске

Величественный обелиск в самом сердце города-героя Минска был сооружен в 1954 году в честь воинов Красной армии и партизан, погибших в годы Великой Отечественной войны. 

У подножия монумента 3 июля 1961 года в памятный день освобождения столицы легендарный военачальник – Герой Советского Союза генерал-полковник Алексей Бурдейный – зажег первый в истории Беларуси Вечный огонь, который с тех пор по воле людей не гаснет ни на минуту, лишь стихия может его ненадолго затушить. 

Увенчанный изображением ордена "Победа" почти 40-метровый монумент является доминантой ансамбля площади Победы. На гранях его постамента размещены бронзовые горельефы авторства четырех известных скульпторов Беларуси. "9 мая 1945 г." (А. Бембель) показывает триумф Победы, выше размещен Герб БССР в окаймлении знамен. "Советская Армия в годы Великой Отечественной войны" (С. Селиханов) и "Партизаны Беларуси" (А. Глебов) отражают момент боя и эпизод "рельсовой войны", "Слава павшим героям" (З. Азгур) показывает скорбь народа над могилой героя. Вокруг обелиска – четыре бронзовых венка, обозначающих четыре фронта, воины которых принимали участие в освобождении Беларуси. Рядом установлены постаменты, хранящие капсулы с землей городов-героев Советского Союза – Москвы, Ленинграда, Волгограда, Киева, Одессы, Севастополя, Керчи, Новороссийска, Тулы, Смоленска и Мурманска, а также Брестской крепости-героя.

Под землей основа монумента Победы окружена кольцевой обходной галереей, которая ведет в круглый Мемориальный зал, посвященный памяти героев. В его центре расположен венок из литого витражного стекла с подсветкой изнутри – символ Вечного огня, напоминающего живым обо всех погибших. Рядом на большом мультимедийном экране транслируются кадры военной хроники, виды Минска в разные годы. Кроме того, на стенах размещена художественная галерея с репродукциями картин известных белорусских художников на тему войны, а также документальными фотоснимками.

г. Минск, площадь Победы

Архитектурно-скульптурный комплекс "Минск – город-герой"

Комплекс "Минск – город-герой"

Стела "Минск – город-герой", возведенная в 1985 году в честь 40-летия Великой Победы, сегодня входит в грандиозный ансамбль Музея истории Великой Отечественной войны. В 1974 году Минск получил звание Города-героя за мужество и отвагу его жителей во время фашистской оккупации, которая продолжалась 1100 дней и ночей. Венчает 45-метровый обелиск Звезда Героя, а у подножия выгравирован текст о присвоении городу почетного звания. Дополняет ансамбль бронзовая скульптура женщины с высоко поднятыми фанфарами – символ Родины-матери. В наши дни у стелы "Минск-город-герой" проходят грандиозный военный парад и шествие в главный государственный праздник – День Независимости.

г. Минск, проспект Победителей

Государственный мемориальный комплекс "Хатынь"

Мемориальный комплекс "Хатынь"

Символ трагедии и невероятного мужества белорусского народа, память о каждом третьем жителе страны, погибшем в годы Великой Отечественной войны… Белорусская деревенька Хатынь печально знаменита на весь мир. Здесь 22 марта 1943 года мученическую смерть приняли 149 жителей, включая стариков и 75 детей. Беззащитных людей фашисты жгли живьем в закрытом сарае, а тех, кто пытался выбраться из огня, "поливали" автоматными очередями. В память о трагедии Хатыни и сотен других уничтоженных вместе с людьми деревень был основан впечатляющий мемориал. С момента открытия в 1969 году здесь побывало более 36 миллионов человек из разных уголков мира.

Логойский район. На 54-м километре шоссе Минск – Витебск (М3) установлен указатель "Хатынь", от которого нужно проехать 5 км к комплексу.

Мемориальный комплекс "Дальва"

Мемориальный комплекс "Дальва"

Более 5 тысяч белорусских деревень было стерто с лица земли во время Великой Отечественной войны. Среди них и Дальва, 19 июня 1944 года повторившая трагическую судьбу Хатыни. Сегодня на этом месте находится мемориал памяти погибших, бетонные венцы срубов хат и небольшой музей. Инициатором создания комплекса, человеком, который посвятил ему всю жизнь, был Николай Гирилович, чудом выживший в тот трагический день. Остальные жители деревни – 44 человека, 29 из которых – дети, были согнаны в один дом и сожжены заживо. Жестокую карательную операцию фашисты провели всего за 10 дней до прихода войск Красной Армии…

Минская область, Логойский район

Мемориальный комплекс "Курган Славы"

Мемориальный комплекс "Курган Славы"

Монументальный "Курган Славы" основан в честь освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. В военной операции "Багратион" – одной из крупнейших в истории человечества – принимали участие четыре фронта под командованием прославленных полководцев Рокоссовского, Захарова, Черняховского и Баграмяна, а также моряки Днепровской речной флотилии, французские летчики эскадрильи "Нормандия" и, конечно, белорусские партизаны. Общая высота монумента – 70,6 м. На вершине холма (35 м), хранящего землю из городов-героев, находятся четыре штыка-обелиска, символизирующих братство воинов, и кольцо Славы, на котором изображены лица солдат и партизан.

К вершине Кургана Славы ведут две бетонные лестницы – по 241 ступени в каждой. А у подножия находится музей под открытым небом, где можно увидеть легендарные орудия и танки времен Великой Отечественной войны.

Минская область, Смолевичский район, 21-й километр шоссе Минск – Москва (М1)

Историко-культурный комплекс "Линия Сталина"

Историко-культурный комплекс "Линия Сталина"

Увлекательный военный музей под открытым небом основан в исторических местах Минского укрепрайона – части знаменитой "Линии Сталина", построенной в 1930 годы вдоль границы СССР от Карелии до Черноморского побережья. На территории комплекса, где сохранились настоящие ДОТы, можно увидеть все виды окопов, траншей и противотанковых рвов, стрелковые позиции, блиндажи для бойцов и окопы для орудий. Здесь же собрана самая большая в Беларуси экспозиция военной техники, авиации и оружия разных лет, начиная со времен Великой Отечественной войны, уникальная коллекция бронеколпаков, сохранившихся с Первой мировой…

"Линия Сталина" – интерактивный комплекс: здесь вы увидите реконструкции исторических сражений, испытаете настоящее оружие времен Великой Отечественной войны (винтовку Мосина, Маузер или пулемет Максим), покатаетесь на современной бронетехнике и легендарных военных танках, попробуете солдатскую кашу. В комплексе создана мемориальная линия "Морская слава Беларуси", среди экспонатов которой – 300-летний якорь времен Петра I и знаменитый плавающий танк ПТ-76.

Минский район, у деревни Лошаны в 6 км от г. Заславля

Мемориальный комплекс "Бресткая крепость-герой"

Мемориальный комплекс "Бресткая крепость-герой"

В начале Великой Отечественной войны главная цитадель Беларуси первой приняла удар и 28 дней сдерживала натиск немецко-фашистских захватчиков. В честь защитников крепости был возведен грандиозный мемориальный комплекс, в центре которого установлен монумент "Мужество" высотой 33,5 м с изображением воина и знамени. Уникальный архитектурно-скульптурный ансамбль под открытым небом рассказывает о событиях героической обороны. Здесь можно увидеть 100-метровый штык-обелиск – символ победы над врагом, почтить память павших на площади Церемониалов, посетить музей обороны Брестской крепости, побывать на месте одного из древнейших каменных зданий старого Брест-Литовска – Белого дворца.

На территории крепости в 1851-1876 годах был построен Свято-Николаевский гарнизонный собор – величественная базилика в византийском стиле, один из самых красивых храмов в центре Европы. В начале войны он стал важным пунктом обороны крепости.

г. Брест

Мемориальный комплекс освободителям Пинска

Мемориальный комплекс освободителям Пинска

В сердце мемориала, посвященного героям-освободителям Пинска – братская могила, где покоится прах 244 солдат, памятник бронекатеру БК-92 и символичный знак, установленный на месте высадки десанта Днепровской флотилии. Рядом восстановлен знаменитый "Дот Молчанова": в 1944 году здесь размещался командный пункт майора Георгия Молчанова, который командовал 1323-м стрелковым полком. Именно отсюда пришло первое сообщение об освобождении Пинска. В наши дни воссоздан интерьер легендарного штаба, а в экспозиции можно увидеть планы военных операций, карты, журнал памяти солдат… После реконструкции в мемориальном комплексе появился музей военной техники под открытым небом.

Брестская область, г. Пинск

Мемориальный комплекс "Буйничское поле"

Мемориальный комплекс "Буйничское поле"

Мемориал посвящен воинам, которые в июле 1941 года на протяжении 23 дней обороняли город от немецко-фашистских захватчиков. Подвиг солдат стал одной из самых ярких страниц Великой Отечественной войны, и нередко Могилев называют "отцом Сталинграда". В центре комплекса – красная часовня, где установлены памятные доски с именами погибших защитников и народных ополченцев, а также маятник Фуко – символ вечной памяти. От часовни расходятся 4 аллеи, одна из которых посвящена первому "летописцу" могилевской обороны – автору романа "Живые и мертвые" Константину Симонову. Рядом расположена экспозиция военной техники под открытым небом.

Недалеко от часовни находится Озеро Слез, олицетворяющее страдания всех матерей, потерявших детей во время войны.

Могилевский район, д. Буйничи, от Могилева – 3 км

Мемориальный комплекс "Землянка"

Мемориальный комплекс "Землянка"

Огромная партизанская "землянка" из бетона, а также стела с памятной надписью появились в 1982 году на 1-м километре шоссе Могилев – Чаусы. В этих местах в начале Великой Отечественной войны находился штаб Западного фронта. Здесь 1 июля 1941-го с участием маршалов Советского Союза К.Ворошилова и Б.Шапошникова состоялось первое совещание по защите Днепровского рубежа и созданию подпольных отрядов в тылу врага. А спустя несколько суток началась героическая оборона Могилева, на подступах которого 23 дня и ночи стояли 172-я (генерал М.Романов) и 110-я (полковник В.Хлебцев) стрелковые дивизии 61-го стрелкового корпуса 13-й армии, другие подразделения Красной Армии, продвигающиеся с запада, и народные ополченцы, вставшие на защиту родного города. 

Могилевский район

Мемориальный комплекс "Памяти сожженных деревень Могилевской области"

Стена памяти сожженных деревень Могилевской области

Мемориальный ансамбль в деревне Борки Кировского района хранит память о сожженных в годы Великой Отечественной войны селениях Могилевщины. Так сложилось, что мест, разделивших судьбу печально известной на весь мир Хатыни, в Беларуси – сотни. Трагические истории многих из них легли в основу знаменитой документальной книги "Я з вогненнай вёскi" белорусских авторов Алеся Адамовича, Янки Брыля и Владимира Колесника, которые записали для потомков правдивый рассказ более чем 300 свидетелей тех дней… В кровавом списке и Борки, вошедшие в историю одной из самых массовых карательных операций войны. 15 июня 1942-го фашисты сожгли жителей деревни и окрестных сел – всего более 2000 человек… Спустя десятилетия здесь возведены Стена памяти и шесть плит с названиями уничтоженных поселений, колокола и часовня в честь иконы Божией Матери "Взыскание погибших".

Могилевская область, Кировский район, д. Борки

Мемориал воинской славы "Лудчицкая высота"

Мемориал воинской славы "Лудчицкая высота"

Символическая фигура гусляра, прославляющего подвиги воинов, возвышается над высоким земляным курганом. Словно застывшая в воздухе вечная песнь мужеству воспевает героизм и отвагу погибших солдат. У подножия кургана – стена-стела с шестью барельефами Героев Советского Союза: Владимира Мартынова, Сундуткали Искалиева, Гуляма Якубова, отдавших свои жизни при штурме Лудчицкой высоты в июне 1944 года, а также Ивана Борисевича, Петра Виниченко и Галактиона Размадзе, участвовавших в освобождении Быховской земли. Символ памяти о войне – Вечный огонь – горит у памятника, а имена солдат, павших в боях за высоту, начертаны на мемориале у кургана воинской славы…

Могилевская область, Быховский район

Мемориальный комплекс в честь воинов 1-го Белорусского фронта и партизан

Мемориальный комплекс в честь воинов 1-го Белорусского фронта и партизан

Мемориальный комплекс в Сычково посвящен солдатам и партизанам, которые в июне 1944-го участвовали в решающем этапе освободительной операции "Багратион". В "Бобруйском котле" была разгромлена 40-тысячная немецкая группировка армий "Центр". В 1967 году местные жители увековечили подвиг героев-освободителей в Кургане Славы, внутри которого заложены капсулы с землей из 70 братских могил. На 18-метровом постаменте возвышается скульптурная композиция двух солдат, а рядом – 6 стел с изваяниями погибших Героев Советского Союза: Ивана Орла, Николая Колодко, Александра Черныша, Михаила Селезнева, Ивана Масловского и Николая Изюмова. В наше время мемориал дополнили Ворота Славы и 13 памятных досок в честь Героев Советского Союза, погибших при освобождении края.

Могилевская область, Бобруйский район, д. Сычково

Мемориальный комплекс "Площадь Победы" в Витебске

Мемориальный комплекс "Площадь Победы" в Витебске

Мемориал в честь советских воинов и партизан Витебщины, именуемый горожанами "Три штыка", расположен на берегу реки Двины в сердце города. Каждый из трех 56-метровых обелисков-штыков венчает литой рельеф – "Воины", "Подпольщики", "Партизаны". Вечный огонь, зажженный на звезде-подиуме, освещает надпись объединяющего внутреннего кольца монумента – "Слава героям". Кроме главного мемориала, в комплекс входит 2 больших бассейна с фонтанами, 10 пилонов и скульптурные композиции с изображениями советских воинов и мирных жителей. В парке Победителей находится также Аллея воинской славы и экспозиция боевой техники времен Великой Отечественной войны.   

г. Витебск

Мемориальный комплекс "Катюша" ("За нашу советскую родину!")

Мемориальный комплекс "Катюша" в Орше

На берегу Днепра в Орше возвышается монумент легендарному орудию Победы – боевой машине реактивной артиллерии БМ-13, которую советские воины назвали "Катюшей". Ее устройство и ошеломительный эффект огненного смерча долгие годы оставались для немцев тайной. И именно в Орше 14 июля 1941-го прозвучали первые боевые залпы "Катюши": экспериментальная батарея из семи машин под командованием капитана И.Флёрова нанесла удары по эшелонам врага на железнодорожной станции и позициям у речной переправы. Мемориал объединяет 6 устремленных ввысь "минометных пусковых установок" из бетона, а в центре на пьедестале установлена точная копия "Катюши" образца 1941 года. У входа в комплекс – черный куб с памятной надписью о первом ударе знаменитого орудия.

Витебская область, г. Орша, ул. Могилевская

Мемориальный комплекс "Проклятие фашизму"

Мемориальный комплекс "Проклятие фашизму"

Мемориал "Проклятие фашизму" посвящен трагедии Докшицкого района, где в годы Великой Отечественной войны погибли более 20 тысяч человек, а 97 деревень были стерты с лица Земли. В мемориальном комплексе "Хатынь" на кладбище 186 сожженных вместе с жителями сел одна из "могил" принадлежит Шуневке. Для 66 ее жителей последний день настал 22 мая 1943-го: всех взрослых каратели заживо сожгли в сарае, а беззащитных детей бросили умирать в колодец. Памятью о жестоко отнятых юных жизнях стал "сруб колодца", внутри которого – "сломанный" воздушный змей из бронзы с выгравированными детскими именами. В центре мемориала – высокие "Ворота печали", где женщина-мать отчаянно возносит руки к небу. Над ней – три колокола, один из которых расколот и не звонит как символ вечной памяти о погибших. На земле, где когда-то стояли дома, сейчас лишь 22 фундамента со ступенями и "застывшим пламенем", хранящим имена хозяев…

 Витебская область, Докшицкий район, д. Шуневка

Мемориальный комплекс "Прорыв"

Мемориальный комплекс "Прорыв"

Впечатляющий комплекс создан на месте легендарного прорыва фашистской блокады партизанами Полоцко-Лепельской зоны – одной из крупнейших в оккупированной Беларуси. Настоящая партизанская республика с центром в Ушачах существовала с осени 1942 года, а весной 1944-го немцы бросили против 17 тысяч партизан 60 тысяч карателей, авиацию, танки, артиллерию. И все же трагической ночью с 4 на 5 мая партизаны разгромили врага, выведя из окружения 16 тысяч мирных жителей… В братской могиле "Прорыва" похоронены сотни воинов, еще больше имен увековечены на плитах. Мемориал открывает бронзовая карта обороны, а далее дорога-стрела проходит между огромных глыб, указывая направление главной атаки, где с автоматом в руках "бежит" бесстрашный воин. Рядом – 16 дубов как символ стойкости 16 партизанских бригад. В мемориальный комплекс также входят "партизанская деревня" – череда землянок с утварью военных времен – и экспозиция армейской техники.

Витебская область, Ушачский район, д. Паперино

Мемориальный комплекс "Курган Славы" в Гомеле

Мемориальный комплекс "Курган Славы" в Гомеле

Гомельский "Курган Славы" создан в 1967 году в честь подвига воинов и партизан, погибших на фронтах Великой Отечественной войны. У подножия мемориала заложены капсулы с землей из более чем 200 мест Беларуси, России и Украины, где проходили крупнейшие военные сражения, в том числе из прославленных городов-героев: Москвы, Киева, Ленинграда, Одессы и главной цитадели Беларуси – Брестской крепости. В 2013 году в ходе масштабной реконструкции к 70-летию освобождения Гомеля у Кургана Славы появился Вечный огонь. В год столетия Октябрьской революции послание потомкам, помещенное в "Курган" при его строительстве, было вскрыто и заложено новое – с тем, чтобы спустя 50 лет, в 2067-м, его прочли преемники.

г. Гомель

Мемориальный комплекс "Ола"

Впечатляющий мемориал создан на месте одноименной деревни, сожженной нацистами в годы Великой Отечественной войны. Открытие этого нового символа памяти и скорби для всех белорусов состоялось в год 75-летия Великой Победы и день начала войны – 21 июня 2020 г. …Деревня Ола была оккупирована в конце июля 1941 года. Утром 14 января 1944 года немецкий карательный отряд вместе с войсковой частью, которая насчитывала около 1 тыс. солдат, окружил селение. Людей загоняли в дома, которые затем поджигали. Тех, кто пытался убежать, расстреливали из пулеметов и автоматов, бросали в огонь живыми. В тот роковой день было убито 1758 мирных жителей, более половины из которых – дети – 950 загубленных юных жизней. И это почти двенадцать Хатыней! После войны деревня Ола не возродилась. В 1958 году на братской могиле, в которой покоятся мирные жители и советские воины (2253 человека), был установлен памятник – скульптура коленопреклоненного солдата с венком. А к 75-летию Победы захоронение превратилось в масштабный мемориальный комплекс "Ола". Символичное место объединяет три части – входную группу, мемориальную зону и соединяющий их пешеходный маршрут по бывшей деревенской улице. В центре мемориальной зоны возвышается символичный крест и колокол. Рядом – звонница в виде стилизованного деревенского сарая с количеством колоколов по числу деревень, жители которых здесь погибли.

Гомельская область, Светлогорский район

Мемориальный комплекс, посвященный операции "Багратион"

Мемориальный комплекс, посвященный операции "Багратион"

К 70-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков в Светлогорском районе был основан первый в мире мемориальный комплекс, посвященный одной из величайших военных операций в истории человечества. Именно здесь, у деревни Раковичи на 71-м километре шоссе Бобруйск – Мозырь, 23 июня 1944 года началось масштабное наступление советских войск, которое продлилось более двух месяцев. В результате oперации, получившей кодовое название в честь героя Отечественной войны 1812 года полководца Петра Багратиона, были освобождены Беларусь, частично территории Прибалтики и Польши, а главное, нанесен сокрушительный удар по  группе немецких армий "Центр", который окончательно ослабил Германию. …Первым объектом комплекса стал 7-метровый мемориал-барельеф, в центре которого – фигуры четырех полководцев, обеспечивших успех операции...

В мемориальный комплекс также включены блиндажеобразный музей, посвященный операции "Багратион", часовня с поминальной книгой, экспозиция боевой техники и вооружений.

Гомельская область, Светлогорский район, д. Раковичи 

Мемориальный комплекс "Битва за Днепр"

Мемориальный комплекс "Лоев"

Мемориальный комплекс в Лоеве посвящен героям одного из крупнейших сражений Великой Отечественной войны – операции по форсированию Днепра в октябре 1943 года. Еще в 1966 году в центре городского поселка был установлен 18-метровый обелиск – уменьшенная копия монумента Победы в Минске. После реконструкции к 70-летию Великой Победы вся центральная площадь превратилась в мемориальный ансамбль. На открытой экспозиционной площадке Музея битвы за Днепр по обе стороны от аллеи Славы установлены образцы участвующей в сражении военной техники. На мемориальных плитах увековечены сотни имен. За невероятное мужество в боях на Лоевском плацдарме 323 воина были удостоены звания Героя Советского Союза – уникальный факт в истории Великой Отечественной войны.

Гомельская область, г.п. Лоев

Мемориальный комплекс "Память"

Мемориальный комплекс "Память" в Добруше

Добруш, жители которого вместе с воинами Красной Армии отважно обороняли город, был освобожден от оккупации немецко-фашистских захватчиков 10 октября 1943 года. На месте братской могилы на берегу реки Ипуть в 2005 году был возведен мемориальный комплекс "Память", где увековечены имена 700 бойцов, отдавших жизни во время обороны города.

Гомельская область, г. Добруш

Мемориальный ансамбль в честь воинов Белорусского пограничного округа

Мемориальный ансамбль в честь воинов Белорусского пограничного округа в Гродно

Мемориал, возведенный в 2004 году в центральной части Гродно, посвящен советским воинам, которые героически защищали рубежи страны с самых первых дней Великой Отечественной войны. На фоне пограничных столбов – символов 15 союзных республик – возвышается бронзовая скульптура трех воинов, которые, надежно закрывая границу своими телами и сжимая в руках оружие, проходят через огненные стены обороны. Лейтмотивом композиции стала надпись – "Погибшим, но не побежденным воинам-пограничникам Белорусского пограничного округа". Ансамбль дополняют гранитные плиты, символизирующие братские могилы тех мужественных солдат, которые 21 июня 1941 года первыми вступили в бой с врагом.

г. Гродно

Мемориальный комплекс "Шауличи"

Мемориальный комплекс "Шауличи"

Мемориал "Шауличи" – еще один из крупнейших памятников Беларуси, посвященный трагедии "огненных деревень", стертых с лица Земли в годы Великой Отечественной войны. Во время карательной операции утром 7 июля 1943 года немцы расстреляли здесь 366 человек, в том числе 120 детей, и сожгли 77 домов. После этой кровавой расправы деревня Шауличи, которую называют "младшей сестрой Хатыни", не возродилась, а память о трагедии была увековечена в мемориальном комплексе. Рядом с братскими могилами убитых мирных жителей появились обелиск, скульптурная композиция "Воин и подпольщица", два скорбных креста… Во время реконструкции к 70-летию Великой Победы на месте сожженных домов установили 40 деревянных срубов-символов, гранитные плиты и памятные таблички с именами погибших. В сердце мемориала бронзовый колокол печальным звоном напоминает о сотнях загубленных жизней…

Гродненская область, Волковысский район

Военные музеи в Беларуси

Залы и экспозиции, посвященные Великой Отечественной войне, открыты во всех историко-краеведческих музеях Беларуси. Бесценные раритеты, военные хроники городов и деревень, трагедии сломленных жизней, рассказы о подвиге людей, вносивших свой вклад в долгожданную Победу – каждый район страны хранит память о тех страшных годах…

Редкие экспонаты встречаются и в школьных музеях, где на протяжении десятилетий послевоенные поколения собирают свидетельства лихолетья, воспоминания солдат, партизан и подпольщиков, узников лагерей и мирных жителей.

Путешествуя по Беларуси, вы можете не только посетить многочисленные местные экспозиции, но и увидеть поистине уникальные военные коллекции.

Главное хранилище раритетов – первый в мире музей истории Великой Отечественной войны, который был основан именно в Минске. К 70-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчикой музей открылся в новом здании, стал интерактивным историческим комплексом. Сегодня белорусский музей – это еще и одно из крупнейших собраний планеты, посвященных событиям Второй мировой войны.

Также масштабные военные коллекции Беларуси представляют:

  • музей обороны Брестской крепости;
  • Витебский областной музей Героя Советского Союза Миная Шмырева;
  • Гомельский областной музей воинской славы;
  • музей битвы за Днепр в Лоеве.

Мемориалы на месте лагерей смерти и гетто

Генеральный план "Ост", целью которого было порабощение и уничтожение народов СССР, еврейского и славянского населения завоеванных территорий, является красноречивым доказательством истинных намерений нацистов. Как свидетельствуют архивные документы, была разработана комплексная программа, основанная на главном расистском принципе гитлеризма, – уничтожении евреев и славян.

Находясь в эпицентре войны, Беларусь потеряла свыше 2,2 млн человек. Оккупанты сожгли и разрушили 209 из 270 городов и районных центров, более 11 тысяч сел и деревень... Каждый день, каждую минуту в Беларуси убивали людей. Сжигали живьем в сараях, отправляли в газовые камеры, расстреливали на краю вырытого рва…

Спустя годы места крупнейших трагедий были мемориализованы, чтобы эта жестокая правда о войне на белорусской земле и геноциде народа никогда не была забыта.

Хатынь, Дальва, Борки, Ола, Шуневка, Шауличи – это лишь некоторые из сотен полностью уничтоженных карателями "огненных деревень" Беларуси, которые стали символами памяти о безвинных жертвах.

Тростенец, Озаричи, Красный Берег, Луполово – печально известные лагеря смерти, где нацисты зверски уничтожили сотни тысяч людей... Всего на территории Беларуси существовало более 560 лагерей. Только в "Тростенце", ставшем четвертым по количеству жертв в Европе, было убито 546 тыс. человек.

Более 380 гетто создали оккупанты в городах и поселках Беларуси, чтобы осуществлять чудовищную политику "окончательного решения еврейского вопроса". Минское гетто стало одним из крупнейших в Европе и вторым по количеству жертв (после Львовского) на территории Советского Союза. Здесь истребили более 100 тысяч евреев. В день освобождения Минска в июле 1944 года из подвалов гетто вышли лишь 13 человек, которым удалось уцелеть...

Мемориальный комплекс "Тростенец"

Концепция мемориального комплекса "Тростенец"

Созданный фашистами кровавый лагерь "Тростенец" стал самым крупным на территории Советского Союза и четвертым в Европе после печально известных "Освенцима", "Майданека" и "Треблинки". По официальным данным, на "фабрике смерти" в окрестностях Минска погибли 206,5 тысячи человек, но есть свидетельства, что жертв было гораздо больше. "Тростенец" объединял несколько мест жестокой расправы: трудовой концлагерь у деревни Малый Тростенец, урочище Благовщина, где проводились массовые расстрелы, урочище Шашковка, где тела убитых жгли в огромной "яме-печи"… К 70-летию Великой Победы на территории бывшего лагеря смерти был основан грандиозный мемориальный комплекс – символ национальной и общечеловеческой памяти о жертвах нацизма.

В "Тростенце" фашисты уничтожали мирных жителей и военнопленных, узников Минского гетто, участников подполья и партизан, евреев, вывезенных из Польши, Австрии, Германии, Чехословакии и других европейских государств…

г. Минск

Мемориал "Яма", посвященный жертвам Холокоста

Мемориал "Яма" в Минске

Мемориал "Яма" в Минске – трагическое напоминание о бесчеловечности нацистов, символ вечной боли и скорби. Во время Великой Отечественной войны в оккупированной белорусской столице было создано одно из крупнейших в Европе гетто для уничтожения евреев: к концу октября 1943-го здесь истребили более 100 тысяч человек. Среди многочисленных убийств и погромов в историю вошла кровавая бойня 2 марта 1942 года, когда фашисты расстреляли более 5 тысяч евреев, в том числе 200 сирот из детского дома вместе с воспитателями и медперсоналом… Тысячи тел людей, убитых в Минском гетто, сваливали в яму, где сейчас находится впечатляющий мемориал. В его центре – памятный обелиск из черного мрамора, установленный еще в 1947 году, а к вымощенной вручную глубокой яме ведёт лестница-композиция "Последний путь": 27 бронзовых фигур, словно безликие тени, спускаются, чтобы быть убитыми…

Около "Ямы" посажена аллея Праведников народов мира, где увековечены имена белорусов, которые под страхом смерти спасали людей еврейской национальности. Всего в годы войны на территории Беларуси существовало свыше 100 гетто, куда для ликвидации привозили евреев из Германии, Польши, Австрии и других стран…

г. Минск, ул. Мельникайте

Мемориальный комплекс "Детям – жертвам войны"

Мемориальный комплекс "Детям – жертвам войны"

Единственный в мире мемориал, посвященный детям – жертвам Великой Отечественной войны, находится в деревне Красный Берег. В 1943 году фашисты создали здесь лагерь, где самыми жестокими, бесчеловечными способами из детей выкачивали кровь для госпиталей гитлеровской армии. В XXI веке на месте гибели 1990 человек появился мемориал, над проектом которого работали архитекторы под руководством автора комплекса "Хатынь" Леонида Левина. У входа посетителей встречает бронзовая фигурка девочки со скрещенными руками. От площади Солнца расходятся аллеи-лучи, один из которых – "Луч памяти" – пересекает пустой класс, где только 21 белая парта и черная доска с письмом узницы Кати Сусаниной отцу. На фоне витражей с трогательными рисунками установлен символ несбывшихся детских надежд – "Бумажный кораблик"…
Мемориал в Красном Береге окружает старинный яблоневый сад, невольно ставший еще одним символом кровавой трагедии деревни. По преданию, местный ботаник Незведский высадил здесь китайские яблони, которые весной покрывались алой пеной цветов, а осенью – "капельками" ярко-красных яблок.

Гомельская область, Жлобинский район, д. Красный Берег

Мемориальный комплекс "Озаричи"

Мемориальный комплекс "Озаричи"

…Жестокий лагерь смерти просуществовал всего две недели, но за это время фашисты успели истребить не менее 20 тысяч человек. В марте 1944 года его создали по приказу Гитлера в окрестностях деревни Озаричи на Полесье, чтобы не только замучить пленных, но и ослабить наступающую Красную Армию. Сюда – в край болот – свозили больных сыпным тифом и другими инфекциями, которые могли быстро распространиться среди местных жителей и советских солдат. На территории Озаричской зоны смерти, объединявшей несколько мест, не было построек: женщин, детей и стариков держали под открытым небом, а подступы к лагерю были заминированы. Из этого ужаса освободители спасли свыше 30 тысяч пленников, среди которых больше половины – дети. В 1965 году был создан мемориал, объединяющий три белые стелы – символ Озаричских лагерей – на которых изображены узники и высечены имена.

В 2004 году открылся музей памяти жертв Озаричской зоны смерти, где собраны уникальные материалы: воспоминания и записи голосов очевидцев, документы, фотографии, переписка с бывшими узниками и освободителями…

Гомельская область, Калинковичский район

Мемориальный комплекс "Луполовский лагерь военнопленных"

Мемориальный комплекс "Луполовский лагерь военнопленных"

В августе 1941 года на окраине Могилева в предместье Луполово фашисты создали лагерь для советских военнопленных. Заключенных морили голодом, подвергали допросам и жестоким пыткам: ежедневно за колючей проволокой, через которую был пропущен электрический ток, умирали до 250 человек. Всего в лагере погибли около 80 тысяч военнопленных, и только имена 389 из них известны. Одним из узников был и генерал Михаил Романов – командир знаменитой 172-й стрелковой дивизии, героически оборонявшей город в июле 1941-го. В память о погибших на месте лагеря смерти в 1948 году появился первый памятник, а в 1984-м – в честь 40-летия освобождения Могилева –  был открыт мемориальный комплекс.

На месте Луполовского концлагеря находится также братская могила воинов 238-й и 369-й стрелковых дивизий 2-го Белорусского фронта, которые участвовали в освобождении Могилева в июне 1944 года.

г. Могилев

Источник: https://www.belarus.by/ru/travel/military-history-tourism/memorials-great-patriotic-war

Национальные парки и заповедники Беларуси

Сегодня в Беларуси 2 заповедника и 4 национальных парка. Этот список включает уникальные природные зоны, куда можно отправиться за незабываемым и волшебным временем на природе. А еще это отличный повод устроить себе и детям запоминающиеся экскурсии.
В белорусских заповедниках можно увидеть первозданную природу с чистыми реками, древними болотами, красивыми озерами и нетронутыми лесами. В каждом таком уголке ведется охрана нескольких видов животных и растений. Свою историю белорусские заповедники ведут с XX века.
В 1925 был создан первый заповедник — Березинский.
В 1939 появилась Беловежская пуща.
В 1969 на карту нанесли Припятский заповедник.
В 1988 создан Полесский заповедник.
С 1991 Беловежская пуща получила статус национального парка.
В 1995 Браславские озера стали национальным парком.
1996 — Припятский заповедник преобразован в Национальный парк Припятский.
1999 — создан Национальный парк Нарочанский.

В чем отличие Национального парка от заповедника?

Главное отличие для туристов заключается в том, что в заповедник можно попасть только с эко-экскурсией либо при посещении музея. Ведь заповедник – это охраняемая территория либо акватория, на которой не разрешается вести хозяйственную деятельность. Экологом и ученым разрешается наблюдать за животными и растениями, изучать их поведение.
В Национальный парк каждый человек может попасть без каких-либо проблем.

Беловежская пуща

Национальные парки и заповедники Беларуси

Адрес: Брестская область, Каменецкий район, Каменюки

Самый крупный и известный национальный парк Беларуси – Беловежская пуща. С 1992 года реликтовый первобытный равнинный лес на территории Брестской области включен в Список Всемирного наследия человечества.
На территории заповедника можно встретить знаменитых зубров в их естественной среде обитания. Также здесь водятся редкие птицы: серый журавль, черный аист, орлан-белохвост. В парке сохранились сотни древних дубов, возраст некоторых достигает 500 лет.
Для туристов предлагают обзорные экскурсии, есть веломаршруты, пешие, авто и электромаршруты. Можно посетить музей природы, поместье Деда Мороза, археологический музей. На территории парка есть гостиничные комплексы, где можно остановится на несколько дней.

Березинский заповедник

Национальные парки и заповедники Беларуси

Адрес: Витебская область, Лепельский район, деревня Домжерицы, ул. Центральная, 3

Самый первый заповедник в Беларуси имеет небольшую территорию – всего 85,2 тысячи гектар. Зато площадь отличается разнообразием экосистем: здесь можно увидеть луга, реки, леса и болота. Кстати, именно в Березинском заповеднике находится одно из самых больших болот в Европе – Каролинское.
Узнать о разнообразии флоры и фауны можно в местном Музее природы. Также на территории есть древние курганы, остатки Березинской водной системы, по которой проходил путь из варяг в греки и велись сражения в 1812 году.
В 2011 году в заповеднике открыли просторный лесной зоопарк, который занимает 12 гектаров. Здесь гости смогут познакомиться с большой пятеркой: лосем, волком, медведем, зубром, рысью. В зоопарке также обитают лани, олени, дикие кабаны, лисы, косули и другие птицы и звери.
В заповеднике проводятся пешие, велосипедные, водные экскурсии. Работает музей меда, центр мифологии, веревочный парк. На территории есть гостиницы и домики для ночлега.

Национальный парк «Припятский»

Национальные парки и заповедники Беларуси

Адрес: Гомельская область, Петриковский район, агрогородок Лясковичи

Национальный парк «Припятский» - удивительное место в Гомельской области. Располагается в пойме реки Припять, включает Ольманские болота. Это нетронутая людьми, где-то дремучая, дикая местность, которая захватывает дух невероятно красивыми видами.
В парке есть музей природы, где проводят сафари. Автомобильный маршрут в 8 км понравится взрослым и детям. Он включает 3 тематические площадки, где гости познакомятся с историей, а также встретят Лесного Кудесника, Бабу-Ягу и Кикимору. И, конечно, туристы увидят диких животных: оленей, косуль, лосей, диких кабанов.
В парке проводят организованные пешие, велосипедные, водные и автомобильные экскурсии. Для ночлега есть гостиницы, а перекусить можно в местных кафе.

Национальный парк «Нарочанский»

Национальные парки и заповедники Беларуси

Адрес: Минская область, Мядельский район, Нарочь

Национальный парк «Нарочанский» - красивое и величественное место на северо-западе Белорусского Поозерья. На территории парка более 40 озер и 60 рек и ручьев. Конечно же, главной достопримечательностью парка является озеро Нарочь, излюбленное место белорусов. Неудивительно, что именно здесь так много санаториев, лагерей для детей и курортно-оздоровительных комплексов.
Сама территория парка – это 87,4 тыс. га. Здесь насчитывается 218 видов птиц, 49 видов млекопитающих, 35 видов рыб и более 1 400 видов растений.
Для туристов на Нарочи открыт дендросад, парк редких растений, экотропа «Голубые озера». Маршрут экологической тропы включает смотровые площадки, места для отдыха в лесу и на озерах, деревянные скульптурные композиции, указатели и информационные таблички.
На самих озерах в теплое время можно купаться, заниматься виндсерфингом, кайтсерфингом, рыбачить или кататься на лодках.

Национальный парк «Браславские озера»

Национальные парки и заповедники Беларуси

Адрес: Витебская область, г. Браслав

Еще одно излюбленное место туристов – национальный парк «Браславские озера». Площадь парка – более 64 тыс. га. На севере и на западе парк граничит с Латвией и Литвой.
На Браславщине более 300 озер, которые появились здесь во времена Ледникового периода. Кроме озер туристы могут увидеть другие следы ледника, а также острова, курганы и городища.
Сегодня на территории парка проводятся велосипедные и пешие экскурсии, оборудованы экологические тропы «Слободковская озовая гряда», «Парк Бельмонт», «Маяк». Также можно отправиться в сафари-парк «Мекяны» и увидеть беркута, рысь, медведя, фазана, лис, волков, косуль и многих других животных.
На территория парка есть базы отдыха, дома рыбаков и туристические стоянки.

Полесский радиационно-экологический заповедник

Национальные парки и заповедники Беларуси

Адрес: Гомельская область, Хойники, ул. Терешовой, 7

Попасть в Полесский заповедник очень сложно. Это закрытая территория, где иногда проводят экскурсии для туристов. Сделано это в целях безопасности. Ведь Полесский заповедник – это большая граница зоны отчуждения опасных радионуклидов, которые осели здесь после Чернобыльской аварии.
Сегодня лесники и ученые следят за состоянием загрязненных районов, а также изучают флору и фауну, которая оказалась под воздействием радиации.

Источник: https://family.by/review/mesto/20080-nacionalnye-parki-i-zapovedniki-belarusi.html

               Шануйце мову родную!
                Багатую і мілагучную!
                Родная мова
                У марах, у песнях, у снах.
                Мае ў ёй кожнае слова
                Свой колер, і смак, і пах.                                                                                                                                         А. Грачанікаў

Самае дарагое ў жыцці – тое, што закладзена ў сэрца з ранніх год. Менавіта родная мова – сувязное звяно ў далучэнні дзяцей да агульначалавечых каштоўнасцей, традыцый і гістарычнага мінулага нашай Радзімы. З боку дзяржавы гэтаму пытанню таксама надаецца вялікая ўвага.

На заканадаўчым узроўні замацавана магчымасць рэалізацыі права кожнага дзіцяці на атрыманне адукацыі на беларускай мове.

Нягледзячы на  вялікую ўвагу да развіцця беларускага маўлення, навучанне дзяцей беларускай мове ў дзіцячым садку мае свае асаблівасці.

Маўленчае развіцце дашкольнікаў у Беларусі адбываецца ў спецыфічнай сацыялінгвістычнай сітуацыі руска-беларускага блізкароднаснага двухмоўя (білінгвізму). Для большасці гарадскіх дзяцей першай мовай, на якой яны вучацца гаварыць і думаць, мець зносіны з акружаючымі іх людзьмі, з’яўляецца руская мова, а беларуская выступае для іх як другая.

Дашкольнікі мала чуюць родную мову ў шырокім ужытку, а таму маюць бедны слоўнікавы запас, іх маўленне знаходзіцца пад уплывам рускай мовы.

У сувязі з гэтым, сам час патрабуе звярнуцца да сваіх вытокаў, далучаць дзяцей да беларускай нацыянальнай культуры, паглыбляць знаемства з родным краем, беларускімі традыцыямі, фальклорам, прывіваць пачуцце грамадскасці, любоў да Радзімы.

Вельмі важна навучыць дзяцей з павагай ставіцца да беларускай мовы, не саромецца на ёй размаўляць. Важна, каб дзеці ведалі і шанавалі гісторыю сваіх продкаў, родную прыроду. Адказнасць за гэта ляжыць на нас – педагогах і бацьках. І пачынаць работу трэба з выхавання ў самых маленькіх любові ў першую чаргу да роднай мовы. Вялікае значэнне тут мае асабісты прыклад дарослых. Трэба ўвесці рускамоўных дзяцей у атмасферу жывога беларускага слова, далучыць іх да багацця роднай мовы, навучыць адчуць яе прыгажосць, мелодыку, своеасаблівасць. Ступень авалодання як роднай, так і другой мовай у дзіцячым узросце ў многім залежыць ад таго, наколькі поўна і правільна дзіця засвоіла іх на пачуццёвым узроўні. Пачуццё роднай мовы набываецца ў працэсе штодзённых зносін з іншымі людзьмі.

Выхавальнікі дашкольнай адукацыі павінны імкнуцца да таго, каб маўленне дашкольнікаў вызначалася не толькі сваёй правільнасцю, але і выразнасцю. Пачынаючы работу па навучанню выхаванцаў беларускай мове, нам, педагогам, неабходна перш за ўсё самім добра валодаць роднай мовай.

У сувязі з гэтым, мова педагога павінна быць адной з асноўных крынiц развiцця мовы дашкольнiка, узорам для моўнага выказвання дзяцей.

У вучэбнай праграме дашкольнай адукацыі работа па фарміраванню беларускага маўлення з дашкольнікамі падзяляецца па ўзроставых групах, па напрамках работы:

  • заняткi па развіццю беларускага маўлення;
  • развіццё маўлення ў працэсе штодзённых узаемаадносінаў выхавальніка з дзецьмі ў розных відах дзейнасці;
  • самастойная маўленчая дзейнасць дзяцей.

Вучэбная праграма рэкамендуе таксама пералік лепшых класічных мастацкіх і фальклорных твораў і дакладна акрэслівае задачы па азнаямленню з імі дзяцей розных узроставых груп (пачынаючы з 1-й малодшай):

  • беларускімі народнымі песенькамі і пацешкамі;
  • беларускімі народнымі казкамі;
  • творамі беларускіх паэтаў і пісьменнікаў;
  • беларускімі народнымі гульнямі.

Згодна вучэбнай праграме, агульная стратэгія пабудовы працэсу навучання дашкольнікаў беларускай мове заключаецца ў паэтапным развіцці беларускага маўлення дзяцей, пачынаючы з паступовага ўвядзення беларускай мовы ў розныя віды дзейнасці ўжо ў першай малодшай групе.

Гэта робіцца з мэтай развіцця ў дзяцей першапачатковых навыкаў разумення мовы, умення паўтараць за выхавальнікам і, па меры магчымасці, самастойна ўзнаўляць узоры беларускага маўлення (асобныя словы, кароткія пацешкі, вершы, забаўлянкі, калыханкі, песенькі і г.д.), што служыць фарміраванню ў іх пачуццёвай асновы руска-беларускага двухмоўя.

Перыяд ранняга дзяцінства традыцыйна лічыцца самым спрыяльным для авалодання мовай (як роднай, так і другой) у сувязі з шэрагам псіхалагічных асаблівасцей дзяцей: сензітыўнасцю да засваення мовы, актыўнай памяццю, лёгкасцю станоўчай матывацыі маўленчай дзейнасці.

Ранняе засваенне беларускай мовы дае станоўчыя вынікі толькi пры строгім захаванні прынцыпу «адна асоба ў адной сітуацыі зносін —адна мова», што адзін і той жа педагог павінен выкарыстоўваць ў зносінах з дзіцём і рускую, і беларускую мовы, але строга прытрымліваецца адной з іх на занятках, у гульнях і ў асобныя дні. Формы i метады работы па развiццю беларускага маўлення педагогi павінны выкарыстоўваць у залежнасцi ад узросту дзяцей.

Пры навучаннi дашкольнікаў малодшага ўзросту выхавальнiкi асаблiвую ўвагу павінны ўдзяляць рэпрадуктыўнаму беларускаму маўленню (фарміраваць першапачатковыя навыкі разумення мовы, умення паўтараць за выхавальнікам і, па меры магчымасці, самастойна ўзнаўляць узоры беларускага маўлення (асобныя словы, кароткія рэплікі, завучваць і ўзнаўляць кароткія паэтычныя творы), што паслужыць фарміраванню ў іх пачуццевай асновы руска-беларускага двухмоўя.

У адпаведнасці з вучэбнай праграмай з дзецьмi сярэдняга i старэйшага ўзросту выхавальнікі адзін раз на тыдні праводзяць  заняткі па развіццю беларускага маўлення.

Пры арганізацыі работы з выхаванцамі сярэдняга ўзросту ажыццяўляецца навучанне прадуктыўнаму маўленню, уменню будаваць самастойныя па змесце і форме выказванні на беларускай мове (расказванне па карціне, пра цацку або прадмет, з асабістага вопыту, пераказ).

У дзяцей сярэдняга, старэйшага дашкольнага ўзросту, акрамя рэпрадуктыўнага і прадуктыўнага маўлення фарміруецца пачатковае асэнсаванне некаторых асаблівасцей беларускай мовы (фрыкатыўнае вымаўленне гукаў [г], [г’], заўседы цвёрдае вымаўленне гукаў {ч}, {щ}{р} і г.д.). Рэалізацыі гэтай задачы садзейнічае правядзенне “чыстых” заняткаў па гукавой культуры маўлення.

Навучанне на кожным этапе павінна ажыццяўляцца на фоне далейшага развіцця і ўдасканалення маўленчых навыкаў дзяцей, набытых на папярэдніх этапах.

Мэтай заняткаў з дзецьмі гэтых груп з’яўляецца фарміраване ў дзяцей слоўніка, граматычнага ладу маўлення, гукавой культуры і звязнага маўлення (дыялагічнага і маналагічнага) як сродка зносін, ўстойлівай цікавасці і станоўчых адносін да беларускай мовы, жаданне авалодаць ёю. На гэтых занятках выхавальнікі павінны актыўна выкарыстоўваць дыдактычныя гульні, малыя формы фальклору, беларускія народныя казкі, апавяданні, вершы, загадкі, чыста і скорагаворкі. Вучыць слухаць і разумець мову выхавальніка, адказваць на пытанні па змесце вершаў, карцін і апісанні цацак. Садзейнічаць стварэнню выказванняў, самастойных па задуме і моўным афармленні (пры пераказе казак, складанні апавяданняў з асабістага вопыту).

Азнаямленне з гісторыяй, культурай Беларусі дазваляе паказаць адметнасць беларускай зямлі, побыт яе жыхароў мінулых стагоддзяў, растлумачыць, адкуль пайшлі беларусы, расказаць пра выхаванне імі дзяцей, што ў вялікай меры садзейнічае станаўленню беларускага маўлення дашкольнікаў, расшырае іх пазнавальны інтарэс.

Асаблiвую ўвагу ў рабоце са старэйшымі дашкольнікамі педагогі павінны надаваць настольным, дыдактычным, развіваючым гульням, якія:

  • садзейнічаюць фарміраванню ў выхаванцаў цікавасці да роднай мовы і жаданне авалодаць ёю;
  • развіваюць звязнае маўленне, граматычны лад мовы, актывізуюць  слоўнік;
  • вучаць дзяцей устанаўліваць і разумець сувязi паміж назвамi прадметаў, іх прыкметамi і функцыянальнымі магчымасцямі;
  • садзейнічаюць развіццю ўвагі, мыслення, кемлівасці.

Рэалізацыю задач беларускага маўлення, згодна з вучэбнай праграмай, неабходна ажыццяўляць таксама на фізкультурных занятках з выкарыстаннем беларускіх народных рухомых гульняў, на рухава-творчых занятках, заснаваных на розных відах вуснай народнай творчасці, на музычных занятках, у час правядзення народных свят і г.д.

Для дзяцей, якія жывуць у рускамоўным бытавым асяроддзі, менавіта гульні з іх разнастайнымі сітуацыямі, сімвалічнымі дзеяннямі ствараюць асаблівую патрэбу ў беларускай мове.

Праз гульню ў тэатр дзеці таксама вучацца мове. Падрыхтоўка тэатралізаванай сцэнкі дае магчымасць выхавальніку вучыць дзяцей прыгожа, гучна вымаўляць словы на роднай мове, адчуваць рытм, музыку беларускага маўлення.

Матэрыялам для вывучэння фанетыкі, лексікі, граматыкі беларускай мовы могуць служыць маленькія вершаваныя формы, фальклорныя паэтычныя творы.

Па форме яны яскравыя, дасціпныя, забаўныя, падабаюцца дзецям, лёгка запамінаюцца, актыўна ўжываюцца ў гульнях. Гарантуюць станоўчую матывацыю засваення беларускай мовы, садзейнічаюць павышэнню дзіцячай самаацэнкі.

Значнае месца ў далучэннi дзяцей да беларускай культуры, мовы мае арганiзацыя тэматычнага асяроддзя. З гэтай мэтай у кожнай групе дашкольнай установы выхавальнiкi павінны абсталяваць куткі «Мая радзіма — Беларусь». Іх змест фармiруецца ўзалежнасцi ад узросту дзяцей. Таксама ў кожнай групе павінны быць створаны кнiжныя куткi, падабраны перыядычныя выданнi ў адпаведнасцi з узростам дзяцей.

Важнай часткай работы у гэтым накірунку з′яўляецца ўзаемадзеянне з бацькамі, бо менавіта з адносін таты і мамы да роднай мовы ў дзіцяці фарміруюцца першыя ўражанні і першая любоў да яе, да таго месца, дзе ён нарадзіўся. Асноўнай задачай у азнаямленні бацькоў з нацыянальнай культурай з’яўляецца фарміраванне ў іх актыўнай сацыяльнай пазіцыі. З гэтай мэтай трэба анкетаваць бацькоў, праводзіць кансультацыі, бацькоўскія сходы, віктарыны, конкурсы, гутаркі, прыцягваць іх да ўдзелу ў народных святах. Знаёміць бацькоў з псіхолага-педагагічнымі асновамі засваення дашкольнікамі роднай мовы, са зместам праграмы развіцця беларускага маўлення дзяцей. Забяспечваць іх неабходнымі даступнымі метадычнымі матэрыяламі для навучання дзяцей беларускай мове ў сям’і.

Але, згадзіцеся, што фарміраванне беларускага маўлення дзяцей, яго якасць у вялікай меры залежыць усёж ад выхавальніка, які сам любіць мову і ўмее на ёй размаўляць. Вы павінны садзейнічаць таму, каб розныя віды дзейнасці з дашкольнікамі садзейнічалі іх далучэнню да роднага слова, выхаванню патрэбы выкарыстоўваць беларускую мову ў розных абставінах жыцця. Нельга вывучыць родную мову пад прымусам, яна павінна ўвайсці ў сэрца і думкі дзяцей непрыкметна, лёгка. А для гэтага нам усім неабходна спалучаць разнастайныя формы работы, якія б не прымушалі дзіця “завучыць”, а падштурхнулі да свядомага жадання запомніць новае слова, яскравы паэтычны радок, падзяліцца радасцю свайго адкрыцця з сябрамі, бацькамі.

Паважаныя калегі! Давайце дапаможам нашым дзецям авалодаць беларускай мовай. Будзем выхоўваць дзяцей добрымі, разумнымі, дапытлівымі, церпялівымі і ўважлівымі да ўсяго. І адначасова абуджаць веру дзіцяці ў тое, што яно вырасце патрэбным на зямлі чалавекам.