Все жизненные ситуации, связанные с поступлением в школу, требуют от ребёнка пересмотра созданной им картины мира, а иногда её серьёзной корректировки.

Главное, что необходимо ребёнку на данном этапе, - положительная мотивация к учению. Большинство будущих первоклассников хотят идти в школу, но у них складывается определённое представление, которое можно сформулировать приблизительно так: настоящий школьник – это счастливый обладатель портфеля и школьной формы, старательный исполнитель школьных правил, он слушает учителя, поднимает руку и получает оценки.

Отношение ребёнка к школе формируется до того, как он в неё пойдёт. И здесь важную роль играет информация о школе и способ её подачи со стороны родителей и воспитателей дошкольного образования. В психолого – педагогических исследованиях рассматриваются вопросы специальной и общей психологической готовности ребёнка к школе. По мнению учёных, одной из сторон психологической готовности является личностная готовность дошкольника к предстоящему обучению, которая выражается в мотивах учения, в отношении детей к школе, учителю, предстоящим школьным обязанностям и положению школьника, в способности сознательно управлять своим поведением. Анализ педагогического наследия показал, что во все времена педагоги высказывали мысли о подготовке к школьному обучению. Как таковая подготовка должна заключаться в правильной организации жизни детей, своевременном развитии их способностей, а также пробуждении интереса к школе и учению.

Аналитический обзор педагогической литературы позволил определить содержание и структуру понятия положительного отношения к школе, которое включает в себя:

- наличие чётких представлений о школе и формах школьного поведения;

- заинтересованное отношение к учению и учебной деятельности;

- наличие социальных мотивов и умение подчиняться школьным требованиям, что в конечном итоге формирует школьную позицию.

Таким образом, практики убедили педагогов в проведении целенаправленной работы по воспитанию положительного отношения к школе у детей старшего дошкольного возраста. Воспитание положительного отношения к школе у будущих первоклассников будет наиболее эффективным при соблюдении следующих условий:

- включение в целостный педагогический процесс разнообразных форм и методов работы по ознакомлению детей со школой и воспитание положительного отношения к ней;

- создание развивающей предметно – пространственной среды для обогащения жизненного опыта детей, своевременное её изменение в соответствии с новым содержанием дидактических задач и обеспечение её доступности;

- понимание воспитателем значимости проблемы и проявление его творческой инициативности в подборе форм, методов в работе с детьми;

- педагогическое просвещение родителей по вопросам готовности детей к школьному обучению.

В школе на первоклассника буквально обрушивается информационный вал. Здесь всё сразу: и новые правила поведения и учебная программа. Поэтому лучше подготовить малыша к грядущим переменам в привычных условиях, постепенно шаг за шагом вводя новые установки, соответствующие новым требованиям. Большую помощь могут оказать сюжетно – ролевые игры, в частности, игра в «школу». Важно, чтобы сообщаемая информация о школе была не только понятна ребёнку, но и прочувствована им. Для этого необходимо использовать:

- экскурсии к зданию школы, в школьную библиотеку, спортивный зал, класс;

- рассматривание картин, иллюстраций, фотографий на школьную тематику;

- чтение и анализ детской художественной литературы о жизни школьников, заучивание стихов; рисование на учебные темы;

- беседы, рассказы взрослых о своей учёбе и любимых учителях;

- ознакомление с пословицами и поговорками, в которых подчёркивается значение книги, учения и труда;

- рассматривание школьных принадлежностей и загадывание загадок о них;

- сюжетные и дидактические игры на школьную тематику.

Работа по созданию развивающей предметно – пространственной среды должна проходить совместно с родителями и детьми. Наша задача состоит в том, чтобы своевременно её изменить и обеспечить доступность. Для создания разивающей предметно – пространственной среды воспитателям дошкольного образования совместно  с родителями необходимо провести следующие мероприятия:

- изготовление атрибутов к сюжетно – ролевой игре «Школа»: обшивание кукол – школьниц, изготовление игрушечных парт, портфелей, школьных принадлежностей;

- оформление тематической папки о школе -  фотографии, иллюстрации;

- оформление альбома загадок, стихов, пословиц и поговорок о школе, школьных принадлежностях, учении, книге;

- изготовление дидактических игр;

- подбор художественной литературы на школьную тематику «Школьная библиотека»;

- сбор материалов, направленных на просвещение родителей по вопросам готовности ребёнка к школьному обучению.

Для активизации и распространения педагогического опыта, создание развивающей предметно – пространственной среды в дошкольном учреждении можно организовать смотр по формированию школьной мотивации «Я и школа».

Приходилось ли вам, когда – нибудь слышать, как дошкольник 6 – 7 лет обращается к взрослому, уважаемому человеку на «ты», а вместо «здравствуйте» звучит «привет»; или как разгорается конфликт между детьми только лишь из – за того, что во время игры не смогли договориться друг с другом?

В последнее время беспокоят следующие факторы:

- многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками;

- дети всё меньше пользуются словом, как средством общения;

- не могут поддержать и развить установившийся контакт;

- не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто – либо;

- не могут адекватно выразить свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.

Формирование коммуникативности – важное условие нормального психологического развития ребёнка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Детям дошкольного возраста нужно понимать, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, отдавать себе отчёт в том, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника.

Существует несколько причин возникновения проблем в общении у детей дошкольного возраста: слабая социальная рефлексия, низкий уровень речевого развития, неудовлетворённая потребность в общении, высокая тревожность и низкий социальный статус ребёнка.

Чтобы помочь таким детям, необходимо как можно раньше планомерно и целенаправленно вести  работу по формированию у них коммуникативных навыков. Дети, враждебно относящиеся к окружающим, не умеющие спокойно общаться, это те, которым плохо. они живут в своём мире, чувствуют себя нелюбимыми и не заслуживающими любви. Их отношение к людям вызывает ответную реакцию, от которой они сами же часто страдают. Такие дети имеют низкий уровень развития самоконтроля. Они могут подчиняться контролю извне (со стороны взрослых), но сами не умеют контролировать своё поведение и речь. Поэтому необходимо развивать коммуникативные навыки у дошкольников, как умение жить в изменяющейся социальной среде. И умение это должно быть основано на этических нормах и правилах.

Для этого необходимо определить направления в работе: развитие диалогической речи, коммуникативности как свойства личности, культуры общения и поведения. Диалогическая речь выступает как основная форма полноценного общения со взрослыми и сверстниками. Она необходима для поддержки социальных контактов, обмена информацией. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чём идёт речь, и не нуждаются в развёртывании мысли и высказывания. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога.

Совместно со специалистами яслей-сада необходимо разработать правила ведения диалога. Осваивать их детям помогают мультипликационные герои из м/ф «38 попугаев». Слонёнок умеет слушать и выслушивать собеседника и следит за правилом: «выслушай собеседника». Говорливый и грамотный попугай всегда придерживается правила: «Говори внятно». Торопливая мартышка напоминает: «Дождись своей очереди». Мудрый и воспитанный удав предупреждает: «Будь вежливым».

Во всех трёх направлениях задачи решались как в организованной, так и в свободной деятельности.

С ранних лет детям следует объяснять важность заботливого и сочувственного отношения к другим. Нужно научить их входить в положение собственной деятельности, думать о том, как их поведение и словесные высказывания могут оказать влияние на других. Лучшее понимание состояния других людей способствует возникновению чувства симпатии между участниками общения. А, как известно, неосторожно сказанное слово ранит не менее больно, чем действие. Нужно научить детей владеть собой, уметь анализировать ситуацию, не унижать и не обижать отличающихся от большинства, не желающих согласиться с высказываемым мнением, желание собеседника. Для этого совместно с педагогом – психологом необходимо организовать занятия на развитие коммуникативности: «Я бываю разным!» (моё настроение, настроение других людей), «Построим замок», «Письмо больному другу» (развитие сотрудничества в совместной деятельности) и др.

Формируя представление о нормах и правилах поведения, воспитатель дошкольного образования влияет на отношения ребёнка со сверстниками, родителями, другими взрослыми, помогая ориентироваться в общественной жизни, приспосабливаться к любой ситуации.

Культура поведения – характерный признак хорошего воспитания, способствующий адаптации ребёнка в социальном мире.

Для развития коммуникативных навыков в дошкольном учреждении необходимо применять систему игр. В 4 – 5 лет использовать игры на закрепление представлений о различных эмоциях: «Звери весёлые, звери грустные», «Ромашка радости», «Мой любимый паровоз». Умение называть друг друга по имени формируется с помощью игр «Кто меня позвал?», «Вагончики ласковых имён». Чтобы дети в общении использовали вежливые слова, проводить игры «Волшебные витаминки», «Вкусные яблоки». В 5 – 6 лет для воспитания доброжелательного отношения к близким, друзьям организовать следующие игры: «Поделись своим настроением», «Передай сигнал», «Именины», «Снежная королева». Чувство единства, сплочённости, умение действовать в коллективе развивается в таких играх, как «Эхо», «Руки – ноги», «Составь узор». В 6 – 7 лет дети учатся устанавливать контакты между участниками групп, осваивают стратегию переговоров и дискуссий с помощью игр «Волшебный клубок», «Дружная семья». Игры: «Поменяйтесь местами», «Назови себя» учат выражать индивидуальность, углубляют представления о себе и своих личностных качествах.

Как известно, без родителей и их активного участия невозможно развивать коммуникативные навыки детей. Для этого можно организовать такие формы работы с родителями:

- консультации («Учим детей общаться», «Как воспитать в ребёнке оптимизм?», «Как преодолеть агрессию у детей?»);

- анкетирование («Как мы общаемся?», «Наш ребёнок. Каким мы его хотим видеть?», «Кто такие интеллектульные люди?»);

-совместные праздники («Праздник правильной речи», «Неразлучные друзья»);

- театрализованные мероприятия («По следам сказочных героев»).

Всё это сближает родителей и педагогов. В непосредственной обстановке они лучше узнают друг друга, появляются взаимные симпатии и доверие. Необходимо привлекать родителей участвовать в изготовлении атрибутов к праздникам и играм, помогать в создании предметно-развивающей среды. Одна из популярных форм работы с родителями – создание фотовыставок с различной тематикой: «Мы отдыхаем», «Моя семья», «Наши домашние питомцы». В результате устанавливается тесная связь между учреждением дошкольного образования с семьями воспитанников. Очень важно, чтобы выставки, составление коллажей, альбомов способствовали общению детей друг с другом.

Таким образом, проводя работу по данным направлениям, можно получить следующие результаты: дети научаться вести непринуждённую беседу, сотрудничать в совместной деятельности; у детей сформируется умение определять своё эмоциональное состояние и окружающих; повысится культура общения и поведения.

Таким образом, разработанная система развития коммуникативных навыков, основанная на умении ребёнка вести диалогическую речь, освоении этических норм и правил поведения, умении адекватно проявлять себя в различных ситуациях общения, поможет адаптироваться в изменяющихся социальных условиях.

Педагоги и родители должны помочь подрастающему поколению приобрести особые способности, помогающие жить в современном мире, наполненном стрессовыми ситуациями, научить их налаживать контакты, помочь найти своё «я» в обществе.

В последние несколько лет большое внимание уделяется готовности дошкольников к школьному обучению. Проблема готовности детей к обучению в школе – это реально-практическая, очень жизненная и острая задача, ещё не получившая своего окончательного решения, от которого зависит многое, в конечном счёте, судьба детей, их настоящее и будущее. Критерии готовности или неготовности к школьному обучению связаны с психологическим возрастом ребёнка, который отсчитывается не по часам физического времени, а по шкале психологического развития.

Для обеспечения каждому ребёнку того самого равного старта, который позволит ему успешно обучаться в школе, необходимо определённым образом стандартизировать содержание дошкольного образования, в каком бы образовательном учреждении (или в семье) ребёнок его ни получал.

Формально психологи выделяют следующие аспекты готовности ребёнка к обучению в школе:

  • интеллектуальная готовность,
  • волевая готовность,
  • мотивационная (личностная) готовность.

Интеллектуальная готовность включает способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкой моторики.

Волевая готовность ребёнка, также является необходимым элементом подготовки ребёнка к школе. Она включает выработку навыка управления своим поведением, умственной деятельностью, способность обучаться.

Но сегодня мы обратим наше пристальное внимание на мотивационную (личностную) готовность будущего ученика.

Мотивационная готовность к школьному обучению является частью личностной готовности, а значит и психологической готовности к школе. 

Психологическая готовность к школе появляется как новообразование на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста и появляется как итог полноценного развития ребёнка-дошкольника, подошедшего к вступлению в младший школьный возраст. Важно отметить, что попытки искусственного ускорения наступления школьного возраста приводят к замедлению развития мотивации учения, а, следовательно, к более позднему появлению психологической готовности к школе. Последняя вырастает не из целенаправленной подготовки детей к школьному обучению, а из традиционно детских занятий, главное место в которых занимает игра.

Психологическая готовность – итог всей дошкольной жизни. Формирование мотивов учения и положительного отношения к школе – одна из важнейших задач педагогического коллектива учреждения дошкольного образования и семьи в подготовке детей к школе.

Осуществляя подготовку к школе, родители и воспитатели дошкольного образования должны внести определённую коррекцию в организацию детской деятельности и общения с тем, чтобы способствовать развитию наиболее важных с позиции предстоящего школьного обучения черт личности и поведения, так как психологическая готовность к школе не возникает у детей спонтанно, сама по себе, а образуется постепенно и, главное, требует верного педагогического руководства, специально организованных занятий с ребёнком в семье.

Любой педагог знает, что заинтересованный школьник учится лучше. В психолого-педагогическом плане именно на развитие устойчивого познавательного интереса должны быть направлены развивающие программы. Решению этой задачи помогут чёткое планирование структуры занятия, использование различных форм обучения, тщательно придуманные методы и игровые приёмы.

Интерес играет важную роль в мотивации успеха. Чтобы воспитать у ребёнка здоровое стремление к достижению намеченной цели, педагоги сами должны испытывать искренний интерес к своей деятельности и объективно относиться к успехам и неудачам воспитанников. Педагогу необходимо оказывать помощь ребёнку в адекватном выборе цели и дифференцированно подходить к оцениванию результатов выполнения поставленных задач.

Выделяют типичные ошибки, которые совершают родители, и которые касаются выработки познавательной мотивации у ребёнка. Их две.

Ошибка 1. Родители не поддерживают стремление ребёнка к познанию нового.

Возможность сформировать познавательную мотивацию гасится, так сказать, на корню. Каким образом это происходит? Вот простейший пример.

Мы приходим домой усталые, нам хочется поскорее закончить домашние дела и отдохнуть. Или посмотреть интересную передачу по телевизору, пообщаться со знакомыми. А тут ребёнок с его раздражающими вопросами. Раздражающими потому, что иногда мы не знаем, что на них отвечать, как, например, "Почему у рыбки хвостик?".

Или потому, что нам приходится вспоминать полузабытые сведения, как в том случае, если нас спрашивают что-нибудь вроде "Почему бывает день и ночь?".  К тому же вспомнить мало, надо ещё суметь преподнести их в таком виде, чтобы это было мало-мальски понятно малышу. Это требует мобилизации, напряжённой умственной работы. А нам этого совсем не хочется. И мы спешим отделаться от ребёнка.

- Пойдёшь в школу, тогда узнаешь.

- Не задавай много вопросов.

- Подумай сам.

- Опять начал всякую чепуху спрашивать. И в заключение:

- Отойди, не мешай. Займись своими игрушками.

Ошибка 2. Задача формирования мотивации перекладывается родителями на школу.

Вторая типичная родительская ошибка - когда они узнают из психологической литературы, из беседы с психологом или какими-то ещё путями о необходимости выработки такой мотивации, они нередко решают - раз такая мотивация нужна для успешного учения в школе, пускай школа этим и занимается.

При этом упускается из виду главное. Познавательная мотивация - это предпосылка успешной учебы. А отнюдь не результат её. И как предпосылка должна быть выработана заранее, а отнюдь не по ходу дела.

Таковы две наиболее часто встречающиеся ошибки родителей, которые ведут к угасанию естественной тяги детей к познанию. Остановимся теперь на том, что необходимо делать для её поддержания.

Три главные линии работы для поддержания тяги к познанию

  1. Поддержка возникающего у ребёнка желания задавать вопросы.Поддержка тем, что ребёнок всегда встречает благожелательное отношение к ним и готовность старших разъяснить то, о чём ребёнок спрашивает.
  2. Стимулировать проявление познавательного интереса.Отчасти это достигается благожелательным отношением к его вопросам. Отчасти - раскрытием нового в обыденных вещах. Немалое место принадлежит рассказам взрослых.

Очень важно при этом понимать, какая тема может заинтересовать ребёнка, а какая нет. Понять это можно по вопросам, возникающим у ребёнка, по отдельным проскакивающим в речи фразам и т. п. Но самое главное - это частые пробы. Запускаете, так сказать, пробный шар и смотрите: интересно или нет. Если интерес есть, хотя бы небольшой, то соответствующую тему можно пускать в дело. Если нет - лучше от неё отказаться и поискать другую.

Бывают ведь случаи, когда кто-то из старших, движимый самыми лучшими намерениями, берётся систематически изложить малышу какой-то раздел знания: об атмосферных явлениях, о строении Солнечной системы, об основных этапах русской истории и т. д. Да ещё превращает это в нечто вроде обязательных знаний. Если это делается без учёта того, возникает ли у ребёнка интерес, то тут легко добиться результата, противоположного желаемому.

  1. Поддержание познавательной потребности у ребёнка заключается в использовании для этого игры.

Мы уже упоминали о широко известной закономерности, которая состоит в том, что полученные новые сведения ребёнок осваивает в игре. Без этого они либо просто забываются, либо не могут быть использованы и в лучшем случае могут пригодиться для ответов на вопросы взрослых.

Поэтому, будучи свидетелями детских игр или в тех случаях, когда вы принимаете в них участие, не упускайте случая внести коррективы, если вы видите, что ребёнок в чем-то неправильно использует известные ему сведения. Но конечно, и в этом деле надо соблюдать меру.

Многие знания, полученные от старших, ребёнок закрепляет не только в игре, но и в реальных практических действиях. После того, как вы научили ребёнка определять по часам время, вы можете его два-три раза в день попросить пойти в другую комнату и посмотреть там, который час. Конечно, для ребёнка здесь важен в основном момент общения. Поэтому не суть важно, нужно ли было вам на самом деле узнать время или нет. Всё равно это сыграет свою роль.

Вот этот момент последующего включения того нового, что узнаёт ребёнок, в игру или практическое действие очень важен - и не только в плане освоения и закрепления нового знания. Важен он и в плане поддержания активного интереса ко всему новому. Без этого узнавать новое попросту неинтересно. Без этого можно убить много сил и времени на сообщение ребенку каких-то сведений, которые нам, взрослым, кажутся важными, но познавательную потребность не развить, а заглушить.

Дети, как правило, сами стремятся включить взрослых в свою игру. И это надо всячески поддерживать, потому что здесь у нас появляются очень разнообразные возможности, в том числе и для развития познавательной потребности.

Исходя из вышеизложенного по данной проблеме можно сделать вывод, что существует взаимосвязь между уровнем сформированности мотивационной готовности детей к школе и степенью их адаптации к условиям школы:

  1. Мотивационная готовность предполагает наличие у детей желания не просто пойти в школу, но учиться, выполнять определённые обязанности, связанные с новым статусом, с новой позицией в системе социальных отношений - позицией школьника. Сформирование этой внутренней позиции - одна из главных составляющих мотивационной готовности к школе. Без такой готовности ребёнок, даже если он умеет читать и писать, не сможет хорошо учиться, так как обстановка и правила поведения в школе будут для него тягостными. Поэтому мотивационная готовность имеет не меньшее значение, чем интеллектуальная, хотя именно о ней часто забывают не только родители, но и педагоги.
  2. Адаптация в первом классе - особый и сложный период в жизни ребёнка: он осваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности - учебную, изменяется социальное окружение - появляются одноклассники, учителя и школа как большая социальная группа, в которую включается ребёнок, изменяется уклад его жизни.

Период адаптации ребёнка к школе может длиться от 2-3 недель до полугода, это зависит от многих факторов: индивидуальные особенности ребёнка, характер взаимоотношений с окружающими, тип учебного заведения (а значит, и уровень сложности образовательной программы) и степень подготовленности ребёнка к школьной жизни.

  1. Мотивационная готовность к школе является предпосылкой успешной адаптации ребёнка к школе, принятия им "позиции школьника", в случае несформированности мотивов к учению ребёнок очень трудно привыкает к новым условиям, к коллективу и учителю, недостаточно хорошо воспринимает школьный материал, что приводит к дезадаптации.

Школьная дезадаптации - это образование неадекватных механизмов приспособления к школе в форме нарушений учёбы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.

Таким образом, готовность к школьному обучению – сложная многогранная проблема, охватывающая период не только 6-7 лет, но, включающая весь период дошкольного детства как подготовительный к школе этап, и младший школьный возраст как период школьной адаптации и формирования учебной деятельности, обусловленных в значительной степени уровнем подготовленности ребёнка к школе. Данная проблема требует дальнейшего исследования, выработки рекомендаций для конкретизации задач и методов учебной работы с детьми 6-7-летнего возраста. Вопросы школьного обучения – это не только вопросы образования, интеллектуального развития ребёнка, но и вопросы воспитания, формирования его личности.

Леворукость - это предпочтительное использование левой руки для осуществления различных действий. Установлено, что леворукость в десять-двенадцать раз чаще встречается в семьях, в которой левшой является хотя бы один из родителей, т.е. носит унаследованный характер.

Кроме явной, часто встречается скрытая леворукость. Такой человек приучен с детства пользоваться правой рукой, но при непривычных действиях или в состоянии аффекта пользуется левой.

Если у правши ведущим является левое полушарие головного мозга, то у левши ведущее - правое. Оба полушария отвечают за совершенно различные функции, поэтому понятно, что правши и левши существенно отличаются друг от друга.

Левши - это обычно особо художественно одаренные и очень эмоциональные дети. Они уже с трех лет намного лучше других детей рисуют и лепят из глины или пластилина. Все отмечают большие музыкальные способности левшей, для них не редок музыкальный слух. Но в то же время им свойственна задержка речи и затруднения в произношении различных звуков.

Такой ребёнок непосредствен, доверчив, легко попадает под влияние сиюминутных чувств и настроений, плаксив, капризен и подвержен ярости и гневу, настойчив в осуществлении своих желаний, очень упрям. Ему с большим трудом даются чтение и письмо.

Несмотря на эти особенности, левша нормально проходит все стадии физического и психического развития и становится абсолютно полноценной личностью. Переучивание левши не может изменить особенности его центральной нервной системы. Оно приводит лишь к тому, что ребенок с равным успехом начинает пользоваться обеими руками, т. е. леворукость приобретает скрытую форму. Ученые считают, что переучивание левши нецелесообразно и даже вредно, так как иногда это приводит к психическим травмам и неврозам, а также к речевым нарушениям (например, к заиканию).

Можно предупредить развитие леворукости, если с самого раннего возраста стараться давать ребенку предметы только в правую руку; осторожно, но настойчиво перекладывать предметы из левой руки в правую (например, ложку во время еды), в игре использовать преимущественно правую руку и т. д.

Чего делать НЕЛЬЗЯ?

  1. Ни в коем случае не занимайтесь переучиванием, поскольку этот процесс является настоящим насилием для мозга малыша. Знайте, что, переучивая ребенка-левшу держать ложку и ручку в правой руке, вы тем самым и перекладываете врожденные функции ведущего у левшей правого полушария на левое, в котором у них нет так называемой проекционной базы для тонких движений пальцев и артикуляционного аппарата.

Результат:

- у ребёнка с задержкой формируется речь, возникают разнообразные логопедические проблемы (дело в том, что развивающаяся на базе слухового восприятия речь просто «не понимает», в каком полушарии ей «осесть», ведь упрямые взрослые её всё время «направляют» в то полушарие головного мозга, которое для этого попросту не предназначено);

- настойчивое переучивание приводит к невротизации ребёнка, самыми распространёнными симптомами которой являются нарушения сна и аппетита, головные боли и боли в животе, энурез, заикание и т.п.;

- неумение взрослого человека ориентироваться на местности (тот самый пресловутый «топографический кретинизм»), неспособность танцевать, невозможность воспринимать мелодии и пр.

  1. Не следует заострять внимание на леворукости ребёнка. Ни он, ни окружающие не должны видеть в этом что-то необычное. В противном случае у ребёнка может формироваться заниженная самооценка, застенчивость и жизненный сценарий неудачника.
  2. На ребёнка-левшу не следует кричать, иначе он замкнётся в себе и со временем потеряет контакт с родителями. Причина в природной ранимости и повышенной впечатлительности.

Что НУЖНО делать?        

Чтобы ребёнок не связывал свои неудачи с тем, что он левша, расскажите ему истории об известных левшах, которые несмотря на свою особенность (а может, благодаря ей!) достигли в жизни больших высот. Среди них художники Леонардо да Винчи и Пабло Пикассо, композиторы Иоганн Себастьян Бах и Людвиг Ван Бетховен, ученые Иван Павлов и Альберт Эйнштейн, полководцы Александр Македонский, Юлий Цезарь и многие другие.

Кинезиологические упражнения для адаптации леворукого ребёнка к школе:

  1. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. Почувствуйте, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

2.Положите ладошки на стол. Поднимайте пальцы по одному (начиная с мизинца) сначала на одной руке, затем на другой, затем на обеих. Повторите упражнения в обратном порядке.

3.Выпрямите кисть руки, плотно сожмите пальцы и поочерёдно прижимайте их сначала к третьим суставам, затем к плоскости ладони. Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой.

  1. Зажмите карандаш средним и указательным пальцами. Сгибайте и разгибайте эти пальцы так, чтобы карандаш не опускался ниже большого пальца. Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой.
  2. Положите на стол 10-15 карандашей. Необходимо собрать одной рукой в кулак все карандаши, беря их по одному. Затем также по одному выложить карандаши на стол. Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой.
  3. Делайте двумя грецкими орехами круговые движения в каждой ладони.
  4. Горизонтальная восьмёрка. Соедините руки на уровне глаз «домиком». Наклоните голову к правому плечу. Нарисуйте в воздухе соединёнными руками на весь возможный «размах крыльев» горизонтальную восьмёрку. Повторите в другую сторону, положив голову на левое плечо.